Киберпреступники снова взялись за спуфинг

Киберпреступники снова взялись за спуфинг

Киберпреступники снова взялись за спуфинг

Спуфинг стал самой популярной техникой атак с отправкой вредоносных писем, выяснили эксперты F.A.С.С.T. Речь о данных за первый квартал 2023 года. Чаще всего “на борту” опасных рассылок находились стилеры и программы-шпионы.

Специалисты компании F.A.С.С.T. (теперь так называется российский бизнес компании Group-IB) проанализировали вредоносные рассылки, обнаруженные системой Managed XDR и выявили, что спуфинг использовался злоумышленниками в электронных рассылках в 67,5% атак.

Эта популярная у киберпреступников техника эксплуатирует проблему почтового протокола SMTP, которая позволяет с помощью множества доступных инструментов — подходящего почтового клиента, скрипта или утилиты — подделать адрес отправителя. 

В итоге пользователь считает, что письмо отправлено с легитимного адреса. Таким образом преступники быстро входят в доверие к получателям сообщений и убеждают открыть вложение или перейти по ссылке, тем самым загрузив на свое устройство вредоносную программу. 

Спуфинг использовался при точечных атаках на российские благотворительные фонды еще в 2020-2021 годах. Тогда сотрудники получили поддельные письма от руководства с просьбой перевести средства по указанным реквизитам. 

За прошедший год спуфинг был замечен в рассылках по российским компаниям шпионов и стилеров с зараженных компьютеров и смартфонов пользователей. В некоторых случаях злоумышленники подставляли в поле “отправитель” почтовые адреса компаний, в которых работали получатели.

Второй по популярности техникой при рассылке вредоносных писем (18,7% случаев) в начале 2023 года стала регистрация почтовых доменов, похожих на адреса электронных ящиков реальных компаний (пример: hotemail[.]top вместо легитимного hotmail[.]com). 

Создание собственных доменных имен позволяет письмам злоумышленников обходить базовую проверку протоколов электронной почты.

Взломанные, то есть скомпрометированные почтовые учетные записи или доменные имена, были замечены в 8% атак по электронной почте. Этот способ, как правило, наиболее опасен для получателей писем, так как отправитель кажется абсолютно легитимным как для получателя, так и для большинства стандартных средств фильтрации электронной почты.

Меньше всего злоумышленники используют рассылку писем с помощью бесплатных почтовых сервисов — их замечено в 5,8% обнаруженных писем с вредоносным содержанием. Чаще всего берут сервисы: Gmail — 41,1% случаев, HotMail (28,8%) и Yahoo (9,9%).

“Электронная почта остается одним из основных векторов атак на компании, особенно когда речь идет о распространении программ-шпионов или стилеров”, — комментирует цифры руководитель Security operations center (SOC) компании F.A.С.С.T. Ярослав Каргалев. По его словам, злоумышленники стали тщательно готовить рассылки и внимательнее относиться к оформлению писем. При этом относительно простой спуфинг остается техникой номер один для маскировки вредоносных рассылок.

AM LiveКак эффективно защититься от шифровальщиков? Расскажем на AM Live - переходите по ссылке, чтобы узнать подробности

Android-трояны в России маскируют под приложения для таксистов и курьеров

Специалисты F6 сообщили о новой мошеннической схеме, затрагивающей таксистов, курьеров и автолюбителей. Под видом «радаров коэффициентов» и приложений, помогающих ориентироваться на дорогах, злоумышленники распространяют через Telegram трояны для Android. Цель проста — получить доступ к банковским данным жертвы и оформить на неё кредиты.

С октября 2025 года мошенники используют как минимум девять телеграм-каналов для распространения поддельных приложений. Средний ущерб на одного пострадавшего — 11,2 тысячи рублей.

Первое выявленное приложение нацелено на профессиональных водителей. В названии — слова «радар» и «кэф», то есть повышенный коэффициент стоимости поездки. Идея выглядит заманчиво: приложение якобы показывает спрос в разных районах, предсказывает «точку Б» и даже цену поездки — что якобы недоступно в официальных сервисах.

Реклама таких приложений активно распространяется в чатах таксистов и курьеров. Ссылки ведут на телеграм-канал, где лежит APK-файл.

 

После установки программа запрашивает опасный набор разрешений — от СМС до вызовов, затем просит ввести данные банковской карты для «бесплатной подписки». Стоит это сделать — и злоумышленники получают возможность списывать деньги, а также оформлять микрозаймы от имени жертвы.

 

Второе приложение маскируется под предупреждающую систему о камерах, постах ДПС, пробках и авариях. В рекламе его называют «уникальным» и «не имеющим аналогов». Чтобы ускорить установку, мошенники обещают 1000 рублей каждому, кто скачает приложение в течение 72 часов, а еще — 90 дней «VIP-подписки».

Схема та же: реклама → телеграм-канал → APK-файл → разрешения → кардинг и кредиты на имя пользователя.

Это не первая кампания группы: ранее в 2025 году специалисты F6 и RuStore заблокировали более 600 доменов, распространявших DeliveryRAT под видом популярных приложений для доставки, маркетплейсов, банковских сервисов и других категорий.

По словам Евгения Егорова, ведущего аналитика Digital Risk Protection F6, мошенники активно адаптируют свои схемы под конкретные аудитории:

«На этот раз в опасной зоне оказались таксисты, доставщики, курьеры и обычные водители. Киберпреступники постоянно ищут новые способы обмана, даже если старые работают отлично».

AM LiveКак эффективно защититься от шифровальщиков? Расскажем на AM Live - переходите по ссылке, чтобы узнать подробности

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru