Киберпреступники снова взялись за спуфинг

Киберпреступники снова взялись за спуфинг

Киберпреступники снова взялись за спуфинг

Спуфинг стал самой популярной техникой атак с отправкой вредоносных писем, выяснили эксперты F.A.С.С.T. Речь о данных за первый квартал 2023 года. Чаще всего “на борту” опасных рассылок находились стилеры и программы-шпионы.

Специалисты компании F.A.С.С.T. (теперь так называется российский бизнес компании Group-IB) проанализировали вредоносные рассылки, обнаруженные системой Managed XDR и выявили, что спуфинг использовался злоумышленниками в электронных рассылках в 67,5% атак.

Эта популярная у киберпреступников техника эксплуатирует проблему почтового протокола SMTP, которая позволяет с помощью множества доступных инструментов — подходящего почтового клиента, скрипта или утилиты — подделать адрес отправителя. 

В итоге пользователь считает, что письмо отправлено с легитимного адреса. Таким образом преступники быстро входят в доверие к получателям сообщений и убеждают открыть вложение или перейти по ссылке, тем самым загрузив на свое устройство вредоносную программу. 

Спуфинг использовался при точечных атаках на российские благотворительные фонды еще в 2020-2021 годах. Тогда сотрудники получили поддельные письма от руководства с просьбой перевести средства по указанным реквизитам. 

За прошедший год спуфинг был замечен в рассылках по российским компаниям шпионов и стилеров с зараженных компьютеров и смартфонов пользователей. В некоторых случаях злоумышленники подставляли в поле “отправитель” почтовые адреса компаний, в которых работали получатели.

Второй по популярности техникой при рассылке вредоносных писем (18,7% случаев) в начале 2023 года стала регистрация почтовых доменов, похожих на адреса электронных ящиков реальных компаний (пример: hotemail[.]top вместо легитимного hotmail[.]com). 

Создание собственных доменных имен позволяет письмам злоумышленников обходить базовую проверку протоколов электронной почты.

Взломанные, то есть скомпрометированные почтовые учетные записи или доменные имена, были замечены в 8% атак по электронной почте. Этот способ, как правило, наиболее опасен для получателей писем, так как отправитель кажется абсолютно легитимным как для получателя, так и для большинства стандартных средств фильтрации электронной почты.

Меньше всего злоумышленники используют рассылку писем с помощью бесплатных почтовых сервисов — их замечено в 5,8% обнаруженных писем с вредоносным содержанием. Чаще всего берут сервисы: Gmail — 41,1% случаев, HotMail (28,8%) и Yahoo (9,9%).

“Электронная почта остается одним из основных векторов атак на компании, особенно когда речь идет о распространении программ-шпионов или стилеров”, — комментирует цифры руководитель Security operations center (SOC) компании F.A.С.С.T. Ярослав Каргалев. По его словам, злоумышленники стали тщательно готовить рассылки и внимательнее относиться к оформлению писем. При этом относительно простой спуфинг остается техникой номер один для маскировки вредоносных рассылок.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Исследователи нашли способ хакнуть автобусы через бортовой Wi-Fi

На конференции DEF CON исследователи Чьяо-Лин «Steven Meow» Ю (Trend Micro Taiwan) и Кай-Чинг «Keniver» Ван (CHT Security) показали, как «умные» автобусы можно взломать удалённо — и последствия такого взлома могут быть куда серьёзнее, чем просто отключённый Wi-Fi.

Поводом для исследования стала бесплатная сеть в салоне автобуса.

Оказалось, что один и тот же M2M-роутер обслуживает не только пассажирский интернет, но и ключевые бортовые системы — APTS (управление маршрутами, расписаниями, GPS, панелями на остановках) и ADAS (ассистенты водителя, предотвращение столкновений, контроль полосы, распознавание знаков, видеонаблюдение в салоне).

Взлом оказался проще, чем ожидалось: аутентификацию роутера удалось обойти, а из-за отсутствия сегментации сети исследователи получили доступ ко всем подключённым сервисам.

Нашлись и серьёзные уязвимости — от возможности удалённого выполнения команд до MQTT-бэкдора, позволяющего подключаться к автобусу через интернет.

Демонстрация на DEF CON показала, что хакер может:

  • отслеживать точное местоположение автобуса,
  • подключаться к камерам с дефолтными паролями,
  • менять содержимое информационных дисплеев,
  • воровать данные водителей и пассажиров,
  • подделывать показания GPS, датчиков двигателя и даже статус «не на линии», чтобы сорвать расписание.

Шифрования и аутентификации в используемых протоколах нет вообще, поэтому атаки «человек посередине» легко позволяют подменять или подделывать данные.

Хотя тесты проводились в Тайване, разработчики систем предлагают интерфейсы на китайском, английском, японском и вьетнамском — значит, похожие уязвимые решения могут использоваться и в других странах.

Исследователи пытались уведомить производителей — американскую BEC Technologies (роутеры) и тайваньскую Maxwin (транспортные платформы), но ответа так и не получили. Уязвимости, судя по всему, до сих пор не исправлены.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru