Android-телефоны Sony, Fairphone, Samsung тайно сливают данные в Qualcomm

Android-телефоны Sony, Fairphone, Samsung тайно сливают данные в Qualcomm

Android-телефоны Sony, Fairphone, Samsung тайно сливают данные в Qualcomm

Несанкционированный сбор информации через сторонние прошивки был обнаружен в ходе тестирования /e/OS, заточенной под приватность. По данным Nitrokey, чипсеты Qualcomm в настоящее время используют около 30% Android-устройств, включая Samsung, а также смартфоны Apple.

Замена Android кастомным вариантом без приложений и сервисов Google (таким, как /e/OS) помогает избежать навязчивой слежки со стороны техногиганта. В Nitrokey решили проверить надежность подобного способа защиты конфиденциальности, установив альтернативную ОС с открытым исходным кодом на смартфон Sony Xperia XA2.

Производитель /e/OS утверждает, что не занимается трекингом, не передает пользовательские данные третьим лицам и не торгует такой информацией. Для чистоты эксперимента исследователи не стали включать GPS и вставлять сим-карту; прием и передача данных через Wi-Fi контролировались с помощью Wireshark.

К их удивлению, получив локальный IP, телефон прежде всего подключился к android.clients.google.com — сервису Google Play. Затем он ожидаемо обратился к connectivity.ecloud.global (подменный сервер /e/OS для проверки связи), а через пару секунд начал общаться с неким izatcloud.net.

Поиск через Whois-сервис показал, что домен принадлежит Qualcomm Technologies. Испытатели вспомнили, что Xperia XA2 укомплектован процессором Snapdragon 630 от Qualcomm, и это приблизило их к разгадке. Похоже, что соединение с android.clients.google.com тоже исходило из прошивки чип-мейкера.

Чипсет по собственной инициативе отправлял данные в обход всех возможных ограничений и защиты Android; пакеты при этом передавались по HTTP без использования шифрования. Пользовательские соглашения Sony, Android и /e/OS такой слив не предусматривают, и исследователи обратились за разъяснениями в Qualcomm.

Оказалось, что подобный сбор данных соответствует политике конфиденциальности вендора. Пройдя по указанной ссылке на некий сервис XTRA, о существовании которого они даже не подозревали, исследователи прочли следующее:

«Эти приложения [XTRA] позволяют нам собирать данные о местоположении, уникальные идентификаторы (серийный номер чипсета или международный идентификатор абонента), информацию об установленных и запущенных приложениях, конфигурационные данные (производитель, модель, оператор мобильной связи), тип и версию ОС, данные о сборке софта и производительности устройства (быстродействие чипсета, энергопотребление, теплоотвод)».

Позднее в этот внушительный список были добавлены IP-адреса, а также оговорка: собранная информация хранится в течение 90 дней с целью повышения качества продукции.

Служба XTRA запускается непосредственно из прошивки, которую в Qualcomm именуют AMSS. Эта ОС с закрытым исходным кодом работает на модеме и в реальном времени управляет обменом с базовыми станциями. В это время она полностью контролирует оборудование, микрофон и камеру, а ядро Linux и сама Android работают в подчиненном режиме.

Исследователи не проверяли, но полагают, что подобная угроза конфиденциальности актуальна для всех Fairphone и многих других смартфонов, использующих процессоры Qualcomm, в том числе для криптофонов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Контроль 24/7: Ростелеком и Солар обновили сервис мониторинга утечек данных

«Ростелеком» совместно с группой компаний «Солар» обновил сервис, который позволяет отслеживать утечки персональных данных. Теперь он работает круглосуточно и сразу сообщает абоненту, если его данные оказались в открытом доступе. Это помогает вовремя отреагировать и снизить риск мошенничества или других проблем.

Проверке можно подвергнуть не только информацию из личного кабинета, но и до пяти дополнительных номеров телефона или адресов электронной почты.

Если данные «всплывают» в сети, пользователь получает уведомление, а вместе с ним — рекомендации, например, поменять пароли или принять другие меры.

В отчёте, который формируется при срабатывании сервиса, указывается источник утечки, дата инцидента и тип скомпрометированной информации — при этом личные данные маскируются. Это помогает понять, что именно оказалось под угрозой и насколько серьёзна ситуация.

Скоро у абонентов «Ростелекома» появятся и дополнительные инструменты для онлайн-защиты.

По словам представителей компаний, с такими сервисами пользователи могут не только узнавать о потенциальных угрозах, но и вовремя принимать меры. В условиях, когда утечки данных стали обычным делом, это особенно важно — как для самих пользователей, так и для их близких.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru