RuStore не появился на продаваемых в России смартфонах

RuStore не появился на продаваемых в России смартфонах

RuStore не появился на продаваемых в России смартфонах

RuStore на Android так и не начали предустанавливать на завезенные в Россию смартфоны. Требование должно было заработать в 2023 году. На выполнение обязательств нужно больше времени и проверок со стороны Роспотребнадзора, считают в Минцифры.

Российский магазин приложений RuStore не был предустановлен ни на одном из Android-смартфонов, завезенных в российские магазины с начала 2023 года, выяснил ТАСС. Журналисты обошли "М.Видео" "Эльдорадо", DNS и "Мегафон".

На новых Samsung S23 ведущим магазином приложений остается Google Play. На других Android-смартфонах – Google Play, AppGallery для Huawei или Vivo App Store для Vivo.

Продавцы-консультанты предложили установить RuStore на приобретенный смартфон самостоятельно после покупки.

Другие приложения, внесенные в список программ, обязательных к предустановке, можно обнаружить на некоторых телефонах.

Так, на Xiaomi и Vivo предустановлены "Яндекс карты" и "Яндекс диск", приложение "Госуслуг", платежный сервис MirPay, "Почта Mail.ru", Kaspersky Internet Security для Android, а также приложение для чтения и редактирования документов "Мой офис".

Появление устройств с RuStore в российском ретейле может зависеть от времени производства и завоза конкретных партий в страну, прокомментировали ситуацию в пресс-службе Минцифры. Некоторые смартфоны могли собираться еще в 2022 году, предположили там.

Еще один фактор — мораторий на проверки.

“Соответствие продукции требованиям российского законодательства должен проверять Роспотребнадзор. Но до конца 2023 года действует запрет на проверки со стороны контрольных органов”, — подчеркнули в Минцифры.

В пресс-службе VK ответили, что компания ведет переговоры с вендорами по вопросу предустановки, но конкретных деталей уточнять не стали.

Предустановка российского ПО со стороны продавцов сегодня невозможна, так как значимая доля поставок смартфонов происходит без согласия производителей в рамках механизма параллельного импорта, говорит источник агентства на рынке электроники.

"Предустановка определенного софта официально происходит только на этапе производства непосредственно самим брендом”, – говорит собеседник.

Если ретейлеры на своих складах начнут самостоятельно вскрывать коробки, заниматься активацией устройств и будут вмешиваться в операционную систему, то это окажется прямым нарушением прав потребителей, потому что продаваться уже, по сути, будут использованные, б/у смартфоны, объясняет эксперт.

Предустанавливать RuStore на смартфоны в момент покупки также невозможно – в этом случае продавцам потребуются пароли и личные данные клиента. Это приведет к очередям и недовольству покупателей.

Для ретейла в любом случае это дополнительные издержки, клиентам — дискомфорт, а главное — это не решает поставленной задачи в рамках законопроекта, убежден источник.

Пользователи при желании могут сами установить российское ПО за считаные минуты, добавил он.

Отечественный магазин приложений RuStore был разработан по поручению премьер-министра Михаила Мишустина. Созданием занималась VK вместе с крупнейшими российскими ИТ-компаниями и при поддержке Минцифры. RuStore запустился в прошлом мае, а с 1 января он попал в список программ, обязательных для предварительной установки на электронные устройства.

Добавим, в начале марта Минцифры предложило сделать установку RuStore на продаваемых в России гаджетах обязательной даже в случае, если это не предусмотрено или запрещено правообладателем операционной системы. В планах – интегрировать с RuStore систему бесконтактной оплаты Mir Pay.

Иран подозревают в подготовке к отключению от глобального интернета

Иран подозревают в подготовке к фактическому отключению от глобального интернета. Власти уже ограничили доступ к ресурсам, не входящим в так называемый «белый список», а также последовательно развивают национальную интрасеть, лишь минимально связанную с внешним миром.

О таких планах иранских властей сообщила газета Guardian со ссылкой на эксперта по цифровым правам Амира Рашиди.

По его словам, в стране уже функционирует внутренняя сеть, практически изолированная от глобального интернета и полностью контролируемая государством. Ее развитие стало частью долгосрочной политики по формированию замкнутой цифровой экосистемы.

Как напоминает Guardian, 8 января интернет в Иране был полностью отключен на фоне протестов, вспыхнувших в конце декабря из-за резкого роста цен, связанного с ослаблением национальной валюты. Лишь 12 января доступ частично восстановили — но только к ресурсам из «белого списка», находящимся под полным контролем властей. В него вошли поисковые сервисы, картографические приложения, одобренные мессенджеры и стриминговый сервис.

По словам Рашиди, наиболее значимым каналом связи с внешним миром остаются спутниковые терминалы Starlink. По разным оценкам, их число в стране может достигать 100 тыс., при этом использование таких терминалов в Иране является бесплатным.

Однако их выявление входит в число приоритетных задач силовых структур. Для поиска терминалов используются беспилотники. С лета прошлого года применение Starlink криминализировано, а владельцам оборудования грозит до 10 лет лишения свободы. Кроме того, стабильная работа спутниковой связи затруднена из-за применения средств радиоэлектронной борьбы. Более-менее устойчиво Starlink работает лишь в отдельных регионах страны. По оценке экспертов, опрошенных Guardian, доступ к нему имеют лишь считанные проценты населения. Другие способы обхода ограничений используют крайне немногие иранцы.

Как отметил Амир Рашиди, работы по созданию изолированной цифровой среды ведутся в Иране уже несколько лет. «Скелет» внутренней сети, по его словам, фактически уже сформирован, а уровень ограничений в ней может оказаться жестче, чем в Китае. По неподтвержденной информации, после подавления протестов жителям страны могут оставить доступ только к этой внутренней сети, с минимальной связью с глобальным интернетом.

В то же время, как сообщило РИА Новости со ссылкой на иранское агентство FARS, полный доступ к интернету в Иране может быть восстановлен в течение одной-двух недель — и в том же объеме, что и до отключения.

«В течение предстоящей недели-двух соответствующими органами будет принято окончательное решение о предоставлении большего доступа к интернету», — говорится в сообщении FARS.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru