RuStore не появился на продаваемых в России смартфонах

RuStore не появился на продаваемых в России смартфонах

RuStore не появился на продаваемых в России смартфонах

RuStore на Android так и не начали предустанавливать на завезенные в Россию смартфоны. Требование должно было заработать в 2023 году. На выполнение обязательств нужно больше времени и проверок со стороны Роспотребнадзора, считают в Минцифры.

Российский магазин приложений RuStore не был предустановлен ни на одном из Android-смартфонов, завезенных в российские магазины с начала 2023 года, выяснил ТАСС. Журналисты обошли "М.Видео" "Эльдорадо", DNS и "Мегафон".

На новых Samsung S23 ведущим магазином приложений остается Google Play. На других Android-смартфонах – Google Play, AppGallery для Huawei или Vivo App Store для Vivo.

Продавцы-консультанты предложили установить RuStore на приобретенный смартфон самостоятельно после покупки.

Другие приложения, внесенные в список программ, обязательных к предустановке, можно обнаружить на некоторых телефонах.

Так, на Xiaomi и Vivo предустановлены "Яндекс карты" и "Яндекс диск", приложение "Госуслуг", платежный сервис MirPay, "Почта Mail.ru", Kaspersky Internet Security для Android, а также приложение для чтения и редактирования документов "Мой офис".

Появление устройств с RuStore в российском ретейле может зависеть от времени производства и завоза конкретных партий в страну, прокомментировали ситуацию в пресс-службе Минцифры. Некоторые смартфоны могли собираться еще в 2022 году, предположили там.

Еще один фактор — мораторий на проверки.

“Соответствие продукции требованиям российского законодательства должен проверять Роспотребнадзор. Но до конца 2023 года действует запрет на проверки со стороны контрольных органов”, — подчеркнули в Минцифры.

В пресс-службе VK ответили, что компания ведет переговоры с вендорами по вопросу предустановки, но конкретных деталей уточнять не стали.

Предустановка российского ПО со стороны продавцов сегодня невозможна, так как значимая доля поставок смартфонов происходит без согласия производителей в рамках механизма параллельного импорта, говорит источник агентства на рынке электроники.

"Предустановка определенного софта официально происходит только на этапе производства непосредственно самим брендом”, – говорит собеседник.

Если ретейлеры на своих складах начнут самостоятельно вскрывать коробки, заниматься активацией устройств и будут вмешиваться в операционную систему, то это окажется прямым нарушением прав потребителей, потому что продаваться уже, по сути, будут использованные, б/у смартфоны, объясняет эксперт.

Предустанавливать RuStore на смартфоны в момент покупки также невозможно – в этом случае продавцам потребуются пароли и личные данные клиента. Это приведет к очередям и недовольству покупателей.

Для ретейла в любом случае это дополнительные издержки, клиентам — дискомфорт, а главное — это не решает поставленной задачи в рамках законопроекта, убежден источник.

Пользователи при желании могут сами установить российское ПО за считаные минуты, добавил он.

Отечественный магазин приложений RuStore был разработан по поручению премьер-министра Михаила Мишустина. Созданием занималась VK вместе с крупнейшими российскими ИТ-компаниями и при поддержке Минцифры. RuStore запустился в прошлом мае, а с 1 января он попал в список программ, обязательных для предварительной установки на электронные устройства.

Добавим, в начале марта Минцифры предложило сделать установку RuStore на продаваемых в России гаджетах обязательной даже в случае, если это не предусмотрено или запрещено правообладателем операционной системы. В планах – интегрировать с RuStore систему бесконтактной оплаты Mir Pay.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Магнит и Avanpost внедрили систему для управления сертификатами ЭП

Розничная сеть «Магнит» совместно с Avanpost завершила проект по внедрению централизованной системы управления сертификатами электронной подписи и средствами криптографической защиты. Решение позволяет автоматизировать выпуск, продление и перевыпуск сертификатов, которые используются, в частности, для работы с ЕГАИС в торговых точках.

По данным компаний, система охватывает более 20 тысяч объектов сети на территории европейской части России и помогает снизить риски простоев при учёте и продаже алкоголя.

Под управление платформы было взято около 30 тысяч средств защиты информации, а агенты системы развернули на более чем 20 тысяч рабочих мест.

Проект предусматривает централизованное управление электронными подписями, контроль операций с ними и аудит действий сотрудников. Система также отслеживает сроки действия сертификатов и автоматически запускает процессы продления или массового перевыпуска — при необходимости до тысячи сертификатов в сутки.

Сотрудники «Магнита» получили личный кабинет, где можно дистанционно проверять статус сертификата, обновлять его или отзывать без посещения удостоверяющего центра. Возможность удалённой работы с документами реализована с учётом требований российского законодательства.

В рамках проекта Avanpost PKI интегрировали с основными корпоративными системами, включая 1С, Active Directory, КриптоПро, СМЭВ, HR MDM, а также с SIEM- и SOAR-платформами для мониторинга событий безопасности.

Срок реализации проекта — 2024-2025 годы.

Мария Дордий, руководитель отдела СКЗИ в «Магните», так описывает результаты:

«Проект по автоматизации выпуска электронных подписей в нашей розничной сети был направлен на повышение контроля, прозрачности и безопасности операций с ЭП и СКЗИ. Благодаря внедрению системы Avanpost PKI мы решили важнейшие задачи: централизовали управление СЗИ, СКЗИ и сертификатами и сократили время получения электронной подписи для наших сотрудников. Мы реализовали автоматизированные процессы одиночного и массового перевыпуска сертификатов, что критически важно для нашей масштабной сети с учетом разницы часовых поясов РФ и позволяет системе перевыпускать 1000 и более сертификатов в день. Снижение времени на получение и оперативный перевыпуск ЭП нивелирует риски простоя касс и продаж на торговых объектах. Кроме того, сотрудники получили удобный личный кабинет, позволяющий дистанционно контролировать сроки действия и обновлять сертификат. Создание гибкой ролевой модели доступа, формирование бизнес-процессов согласования, ведение журналов событий и аудит инцидентов ИБ позволили нам соблюсти требования регуляторов и контролировать нелегитимные операции, значительно повысив информационную безопасность».

Евгений Галкин, директор продуктовых направлений кибербезопасности и криптографии Avanpost, отметил:

«Автоматизация управления сертификатами для 20000 торговых объектов „Магнит“ — это по-настоящему масштабный и, что важно, уникальный для России проект. Совместно с коллегами из "Магнита" нам удалось создать централизованную систему, способную управлять сертификатами, обеспечивая их выпуск, установку на устройстве клиента с агентом Avanpost PKI, аннулирование, обновление по истечению срока и массовый перевыпуск. Мы гордимся, что построили такую систему на федеральном масштабе и фактически устранили риск остановки продаж алкоголя из-за просроченных сертификатов. В таком объеме и с такой степенью автоматизации наше решение является эксклюзивным на рынке, что подтверждает наше технологическое лидерство в сфере ретейла».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru