Group-IB зафиксировала двукратный рост активности фишеров в рунете

Group-IB зафиксировала двукратный рост активности фишеров в рунете

Group-IB зафиксировала двукратный рост активности фишеров в рунете

В прошлом году специалисты Group-IB по реагированию на киберинциденты (СERT-GIB) заблокировали более 59 000 фишинговых сайтов, в том числе 7 121 в российском сегменте интернета. В 2021 году показатели составили 31 455 и 3210 соответственно.

В целом в TLD-зонах RU и РФ выявлено 20 170 фишинговых доменов — против 15 363 годом ранее. Из трендов эксперты отметили активизацию фищеров в Telegram.

 

Свои ловушки злоумышленники чаще всего маскировали под социальные сети, банки, почтовые сервисы, а для размещения предпочитали пользоваться услугами провайдеров США, России и Германии. Каждый третий фишинговый сайт, по данным GIB, хостился в TLD-зоне COM.

 

Фишеры, облюбовавшие Telegram, распространяли от имени жертв сообщения с просьбой проголосовать за участника конкурса детских рисунков или онлайн-викторины. В погоне за ключами к аккаунтам злоумышленники также сулили бесплатную подписку на премиум-пакет мессенджера, прилагая ссылку для активации «подарка». В этом году мошеннические IM-сообщения начали имитировать извещения службы поддержки о временной блокировке учетной записи.

«Фишинг остается наиболее распространенной угрозой в интернете, ее масштабы продолжают расти, — комментирует Иван Лебедев, руководитель группы СERT-GIB по защите от фишинга. — Подобные сайты составляют 98-99% заблокированных ресурсов киберпреступников. В первую очередь это ресурсы, которые играют роль одного их основных элементов популярной схемы «Мамонт» (FakeCourier) и её версий, где у жертвы под предлогом фейковой покупки, доставки, аренды или свидания похищают деньги и данные банковских карт».

Чтобы не стать жертвой фишинга, Group-IB рекомендует придерживаться следующих правил:

  • проявлять осмотрительность при посещении сайтов, даже при загрузке приложений из официальных магазинов;
  • тщательно проверять имена доменов, по возможности использовать официальные приложения;
  • проверять все реквизиты переводов и платежей при оформлении покупок онлайн, не разглашать одноразовые коды, ПИН и CVV;
  • не переходить по подозрительным ссылкам от неизвестных отправителей.

Минюст раскритиковал идею тюрьмы до 15 лет за мошенничество с ИИ

Минюст усомнился в законопроекте Минцифры, который предлагает считать использование искусственного интеллекта отягчающим обстоятельством при совершении мошенничества и других ИТ-преступлений. Основная претензия — слишком размытое определение ИИ, которое может привести к путанице и противоречивой судебной практике.

Это следует из заключения на законопроект, направленного замминистра юстиции Вадимом Федоровым в Минцифры.

Документ есть в распоряжении «Ведомостей». В Минюсте подтвердили, что провели правовую и антикоррупционную экспертизу и направили свои замечания разработчикам.

В Минцифры, в свою очередь, заявили, что законопроект уже доработан с учётом комментариев других ведомств, однако уточнять, какие именно изменения были внесены, не стали.

Несмотря на позицию Минюста, 12 января 2026 года законопроект был одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности. По данным источников «Ведомостей», документ может быть внесён в Госдуму уже в ближайшие дни.

О планах ввести уголовную ответственность за преступления с использованием ИИ Минцифры говорило ещё летом 2025 года. Во втором пакете антимошеннических инициатив, например, говорилось о штрафах до 2 млн рублей или лишении свободы на срок до 15 лет. Теперь эти идеи оформлены в конкретные поправки в Уголовный кодекс.

Законопроект предлагает внести изменения сразу в несколько статей УК РФ — о краже, мошенничестве, вымогательстве и преступлениях в сфере компьютерной информации. В них появляется отдельный квалифицирующий признак: совершение преступления с использованием искусственного интеллекта.

Авторы инициативы объясняют её ростом дистанционных преступлений. В пояснительной записке указано, что в 2024 году было зарегистрировано более 485 тысяч преступлений по статьям о краже и мошенничестве, а ущерб от «дистанционных хищений» превысил 197 млрд рублей.

Главная претензия Минюста — в самом определении искусственного интеллекта. В законопроекте ИИ описывается как «комплекс технологических решений», способных имитировать когнитивные функции человека и выдавать сопоставимые результаты.

По мнению ведомства, такое определение слишком широкое. Его применение потребует обязательных экспертиз практически по каждому делу, что:

  • увеличит нагрузку на экспертные учреждения;
  • повысит расходы;
  • затянет сроки расследований и судебных процессов.

Кроме того, Минюст указывает на возможную конкуренцию новых норм с уже существующими статьями УК, регулирующими преступления в сфере компьютерной информации.

Юристы и специалисты по ИБ в целом разделяют опасения Минюста. По словам экспертов, под предлагаемое определение потенциально могут попасть не только нейросети и дипфейки, но и любые инструменты анализа данных — вплоть до обычного ПО, браузеров и даже антивирусов, если они используются преступником.

При этом эксперты признают: мошенники действительно всё активнее применяют ИИ — для создания реалистичных дипфейков, массового фишинга и автоматизированных звонков. Такие атаки становятся масштабнее, незаметнее и психологически опаснее для жертв.

Минцифры продолжает активно продвигать антифрод-инициативы — это уже второй пакет мер за год. Однако история с «ИИ как отягчающим обстоятельством» показывает, что регулирование новых технологий упирается не только в желание ужесточить наказание, но и в отсутствие чётких юридических рамок.

Если закон примут в текущем виде, ключевым вопросом станет не только борьба с мошенниками, но и то, как именно следствие и суды будут понимать, что считать искусственным интеллектом.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru