Фейковые Android-программы заработка собрали 20 млн загрузок в Google Play

Фейковые Android-программы заработка собрали 20 млн загрузок в Google Play

Фейковые Android-программы заработка собрали 20 млн загрузок в Google Play

В декабре прошлого года эксперты «Доктор Веб» обнаружили множество новых угроз в Google Play. В частности, были выявлены десятки троянских программ из семейства Android.FakeApp, способных по команде демонстрировать содержимое различных сайтов, в том числе фишинговых.

Некоторые фальшивки распространялись под видом инвестиционных приложений, справочников, опросников либо популярных игр. Вместо заявленных функций они подключались к удаленному серверу и получали команду на загрузку того или иного сайта, созданного мошенниками.

Одна из FakeApp-программ выдавалась за клиент VPN. При запуске поддельный Safe VPN (скачан 100 тыс. раз) загружал сайт, предлагающий за 1 рубль получить доступ к соответствующему сервису. С этой целью нужно было создать аккаунт и произвести оплату банковской картой.

В действительности жертва обмана приобретала пробную подписку на три дня, которая затем автоматически продлевалась с ежедневным списанием 140 руб. со счета. Более того, успешное подключение к VPN оказалось имитацией: заявленная функциональность в коде отсутствовала.

Аналитики также обнаружили явно мошеннические программы. Так, Wonder Time (500 тыс. загрузок) предлагала устанавливать, запускать и использовать другие приложения и игры за виртуальное вознаграждение — токены, которые якобы можно обменять на реальные деньги. Выполнение каждого задания поощрялось начислением нескольких токенов, однако вывести заработанное можно лишь в том случае, когда их накопятся миллионы.

 

Несколько аналогичных фальшивок эксперты занесли в базу как Program.FakeMoney.7, в том числе два шагомера и приложение для выработки полезных привычек:

  • Lucky Step – Walking Tracker, более 10 млн загрузок;
  • WalkingJoy, более 5 млн загрузок;
  • Lucky Habit, более 5 млн загрузок.

Все они начисляют виртуальные награды («тикеты» или «монеты» в небольшом объеме) за персональные достижения. Если собрать необходимую для обналички сумму, приложение попросит дополнительно посмотреть несколько десятков рекламных роликов, якобы для ускорения процесса вывода денег.

Проверки платежных данных при этом не производится, поэтому вероятность получения каких-либо выплат близка к нулю. Примечательно, что приведенные списком фейки используют один и тот же C2-сервер.

Декабрьский улов «Доктор Веб» содержит также две поддельные программы с кодом Joker — Document PDF Scanner и Smart Night Clock. Более открыто ведет себя фитнес-приложение FITSTAR, тоже оформляющее подписку на платные услуги. При запуске оно загружает сайт, где посетителю предлагается приобрести индивидуальный план похудения за 29 рублей.

Как и в случае с Safe VPN, это плата за пробный доступ к сервису — в данном случае всего на 1 день. После этого подписка автоматически продлевается на четыре дня и стоит уже 980 руб.; таким же образом жертву могут раскрутить на полный курс, который обойдется ей в 7000 рублей.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Количество кибератак на автомобили в России в 2025 году выросло на 20%

Согласно исследованию АО «ГЛОНАСС» и компании «Технологии безопасности транспорта» (ТБТ), за восемь месяцев 2025 года зафиксировано 328 кибератак на автомобили. Это на 20 больше, чем за аналогичный период 2024 года. О 20-процентном росте в годовом выражении сообщили также в компании «Спикател», однако абсолютные значения там не раскрыли.

Отчёт по исследованию оказался в распоряжении «Ведомостей». Данные собирались из разных источников: как открытых (ИТ-компании, органы власти), так и закрытых — включая результаты bug bounty-программ и информацию из профессиональных сообществ специалистов по ИТ и ИБ.

Анализ показал, что 93% атак совершаются удалённо. В 85% случаев злоумышленники эксплуатируют уязвимости Bluetooth или облачных сервисов. Такие атаки позволяют дистанционно управлять автомобилем или даже угнать его. В числе часто используемых векторов названы системы сенсорного слияния (лидары и радары), технологии SDV (Software Defined Vehicles, программно определяемый функциональность автомобиля) и AV (Autonomous Vehicles, системы автономного вождения).

По словам руководителя направления кибербезопасности транспортных средств АО «ГЛОНАСС» Владимира Педанова, особенно востребованы взломы SDV-сервисов, которые автопроизводители предоставляют за дополнительную плату. Так, Volkswagen, Tesla и John Deere распространяют подобные функции через подписки. Например, инструменты для взлома автопилота John Deere появились всего через месяц после начала его коммерческого распространения.

Взлом технологий автопилота, подчеркнул Педанов, гораздо опаснее, так как напрямую влияет на безопасность движения. Однако исполнительный директор ассоциации «Консорциум предприятий в сфере автомобильных электронных приборов и телематики» Дмитрий Корначев считает, что ущерб от таких атак пока ограничен из-за невысокой зрелости телематических систем.

Главным мотивом злоумышленников становится блокировка систем автомобиля ради вымогательства. При этом сами автопроизводители также могут использовать схожие механизмы против «серых» машин.

Генеральный директор группы компаний ST IT, эксперт рынка TechNet НТИ Антон Аверьянов указал, что перспективным вектором атак остаются внутренние сервисы автопроизводителей, где также выявляются уязвимости. Так, в сентябре 2024 года была обнаружена брешь в инфраструктуре KIA, затронувшая даже автомобили, владельцы которых не подключали KIA Connect. Однако такие случаи редки и быстро устраняются.

Руководитель ИБ-направления «Телеком биржи» Александр Блезнеков назвал системной проблемой крайне низкий уровень защищённости бортовых систем. Во многих автомобилях средства защиты отсутствуют вовсе, что делает их уязвимыми как для удалённых атак через интернет, так и для атак в непосредственной близости к машине.

Как отметил директор департамента расследований T.Hunter Игорь Бедеров, современные автомобили фактически превратились в компьютеры на колёсах. Они оснащены множеством систем, подключённых к интернету через сотовую связь или Wi-Fi, что значительно расширяет поверхность атаки. При этом автопроизводители и их поставщики становятся привлекательными целями для финансово мотивированных злоумышленников.

В то же время подобные угрозы актуальны лишь для относительно небольшой части автопарка. По данным страховых компаний, на которые ссылаются «Ведомости», как минимум 70% автомобилей в России старше 10 лет, и для них киберриски фактически не представляют опасности.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru