Слив кода новейшей итерации SpyNote породил рост детектов Android-трояна

Слив кода новейшей итерации SpyNote породил рост детектов Android-трояна

Слив кода новейшей итерации SpyNote породил рост детектов Android-трояна

В IV квартале эксперты ThreatFabric зафиксировали заметное увеличение количества семплов SpyNote — семейства зловредов для Android с функциями шпиона, банкера и инструмента удаленного доступа. Исследователи полагают, что рост вредоносной активности связан с публикацией исходников версии C трояна, которую автор продавал под именем CypherRAT.

Вредонос SpyNote, он же SpyMax, известен ИБ-сообществу с 2016 года. Его основной задачей является слежка за действиями жертвы на Android-устройстве. В ThreatFabric различают три основных варианта мобильного трояна: A, B и C.

Последний развивался как кастомная версия с августа 2021 года; его можно было приобрести через частный Telegram-канал, собравший более 80 клиентов. В минувшем октябре вирусописатель выложил исходные коды CypherRAT (SpyNote.C) на GitHub, решив таким образом избавиться от многочисленных подделок; взамен он начал развивать новый коммерческий проект — CraxsRat — с такими же возможностями.

Стоит отметить, что CypherRAT отличается от предыдущих версий тем, что вдобавок к шпионским функциям (отслеживание СМС, звонков, аудио- и видеозаписи) умеет воровать учетные данные из банковских и некоторых других приложений. Вредонос также обеспечивает удаленный доступ к зараженному устройству, а использование спецвозможностей Android (Accessibility Service) позволяет ему обновляться и устанавливать новые приложения.

С октября прошлого года в базе ThreatFabric скопилось более 1100 образцов SpyNote; большинство из них представляют собой CypherRAT. Подобных зловредов обычно выдают за банковские приложения (HSBC, Deutsche Bank, Kotak Bank и т. п.), иногда — за клиенты WhatsApp, Facebook (признана экстремистской и запрещена в России), Google Play, игровое приложение, программу для установки обоев, инструмент повышения производительности.

 

В своей блог-записи эксперты привели список характерных особенностей CypherRAT:

  • использование Camera API для записи и отправки на C2 видеоматериалов;
  • определение текущих координат GPS и Network через взаимодействие со службой расположения Android (используется класс LocationManager);
  • кража учетных данных Google и Facebook с помощью фишинговых страниц-оверлеев;
  • извлечение 2FA-кодов из Google Authenticator;
  • регистрация клавиатурного ввода с целью кражи банковских учеток.

Чтобы затруднить анализ, CypherRAT использует строковую обфускацию и коммерческие упаковщики APK. Вся отсылаемая оператору информация кодируется по base64, что помогает скрыть местоположение хоста.

Большая четверка предложила API для маркировки звонков

Билайн, МегаФон, МТС и Т2 разработали единый набор API для межоператорского взаимодействия при маркировке звонков от организаций. Ранее унифицированных правил такой маркировки не существовало. Принципиально важно, что новые API будут предоставляться бесплатно — тогда как раньше маркировка одного звонка, по оценкам издания, обходилась в среднем в 30 копеек.

О разработке единого API сообщили «Ведомости» со ссылкой на представителей операторов связи.

«Разработка открытого API ведётся для автоматизации обмена данными как между операторами „большой четвёрки“, так и с операторами фиксированной связи. Это позволит повысить скорость и точность взаимодействия, а также снизить издержки для всех участников рынка», — прокомментировал представитель МегаФона.

В Т2 отметили, что внедрение API ускорит обмен информацией между операторами и клиентами, а также позволит сократить количество ошибок, связанных с человеческим фактором. В МТС, в свою очередь, подчеркнули, что техническая часть API уже доступна всем операторам, чтобы они могли заранее оценить условия и сложность внедрения на своей стороне.

По мнению экспертов телеком-рынка, появление открытых API позволит небольшим операторам и корпоративным клиентам подключаться к системам маркировки напрямую, без посредничества «большой четвёрки».

Ранее крупных игроков критиковали за навязывание платных услуг — в том числе за соединение, а не только за фактически состоявшийся дозвон. Также высказывались претензии к снижению процента дозвона при использовании маркировки.

Норма о маркировке телефонных вызовов была окончательно принята 1 апреля в составе первого пакета мер по противодействию телефонному мошенничеству и вступила в силу с 1 сентября.

Как пояснили изданию в Минцифры, нововведение направлено на защиту граждан от телефонного мошенничества и спама, а также на повышение прозрачности коммуникаций между бизнесом и клиентами.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru