Кибершпионы Cloud Atlas вновь атакуют российский госсектор

Кибершпионы Cloud Atlas вновь атакуют российский госсектор

Кибершпионы Cloud Atlas вновь атакуют российский госсектор

В III квартале Positive Technologies зафиксировала новые атаки Cloud Atlas на территории России. Разбор одной из них показал, что техники и инструменты преступной группы практически не изменились.

Русскоязычная группировка Cloud Atlas, появившаяся на интернет-арене в 2014 году, специализируется на шпионаже и краже конфиденциальных данных. В Positive Technologies ее деятельность отслеживают с 2019 года; по данным ИБ-компании, хакеров в основном интересуют госструктуры России, Белоруссии, Азербайджана, Турции и Словении.

Целевые атаки Cloud Atlas обычно начинаются с поддельного письма с вредоносным вложением. В качестве приманки используются актуальные политические события, представляющие интерес для получателя сообщения.

Адреса отправителя сфальсифицированы, но выглядят убедительно. Так, одна из недавних вредоносных рассылок проводилась от имени «Лента.Ру», при этом письма отправлялись с аккаунта @lenta.ru, который позволяет создать Rambler.

 

Прикрепленный файл Word содержит маскировочный текст, скопированный из легитимного источника, в который вставлена ссылка на вредоносный шаблон на удаленном сервере. Этот файл может содержать макрос или эксплойт (например, CVE-2017-11882).

В ходе исследования специалисты выявили несколько схем многоэтапного заражения, использующих разные инструменты:

 

Своих вредоносов Cloud Atlas тщательно скрывает: использует обфускацию, документированные возможности Microsoft Office, легитимные облачные хранилища (OpenDrive), одноразовые запросы на получение полезной нагрузки.

«Все обнаруженные образцы имели достаточно большой размер, а также были обфусцированы, — комментирует Даниил Колосков, старший специалист отдела PT, занимающегося исследованием ИБ-угроз. — Почти все функции, расшифровывающие загрузчик, содержали большое количество полиморфного кода, используемого для затруднения анализа. Сам загрузчик хранился исключительно в памяти процесса и на диске никаким образом не присутствовал».

Все регистрируемые хакерами C2-серверы используются лишь для удаленной загрузки шаблонов. Исследователям удалось выявить семь таких адресов:

  • checklicensekey.com;
  • comparelicense.com;
  • driver-updated.com;
  • sync-firewall.com;
  • system-logs.com;
  • translate-news.net;
  • technology-requests.net (замаскирован под сайт Hoosier Heights — владельца скалодромов в штате Индиана).
AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Исследователи нашли способ хакнуть автобусы через бортовой Wi-Fi

На конференции DEF CON исследователи Чьяо-Лин «Steven Meow» Ю (Trend Micro Taiwan) и Кай-Чинг «Keniver» Ван (CHT Security) показали, как «умные» автобусы можно взломать удалённо — и последствия такого взлома могут быть куда серьёзнее, чем просто отключённый Wi-Fi.

Поводом для исследования стала бесплатная сеть в салоне автобуса.

Оказалось, что один и тот же M2M-роутер обслуживает не только пассажирский интернет, но и ключевые бортовые системы — APTS (управление маршрутами, расписаниями, GPS, панелями на остановках) и ADAS (ассистенты водителя, предотвращение столкновений, контроль полосы, распознавание знаков, видеонаблюдение в салоне).

Взлом оказался проще, чем ожидалось: аутентификацию роутера удалось обойти, а из-за отсутствия сегментации сети исследователи получили доступ ко всем подключённым сервисам.

Нашлись и серьёзные уязвимости — от возможности удалённого выполнения команд до MQTT-бэкдора, позволяющего подключаться к автобусу через интернет.

Демонстрация на DEF CON показала, что хакер может:

  • отслеживать точное местоположение автобуса,
  • подключаться к камерам с дефолтными паролями,
  • менять содержимое информационных дисплеев,
  • воровать данные водителей и пассажиров,
  • подделывать показания GPS, датчиков двигателя и даже статус «не на линии», чтобы сорвать расписание.

Шифрования и аутентификации в используемых протоколах нет вообще, поэтому атаки «человек посередине» легко позволяют подменять или подделывать данные.

Хотя тесты проводились в Тайване, разработчики систем предлагают интерфейсы на китайском, английском, японском и вьетнамском — значит, похожие уязвимые решения могут использоваться и в других странах.

Исследователи пытались уведомить производителей — американскую BEC Technologies (роутеры) и тайваньскую Maxwin (транспортные платформы), но ответа так и не получили. Уязвимости, судя по всему, до сих пор не исправлены.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru