В Google Play найдены пять загрузчиков банковских Android-троянов

В Google Play найдены пять загрузчиков банковских Android-троянов

В Google Play найдены пять загрузчиков банковских Android-троянов

Исследователи из ThreatFabric обнаружили в магазине Google пять вредоносных мобильных приложений с суммарным количеством установок более 130 тысяч. Зловреды выдают себя за легитимные Android-программы, а на самом деле загружают банковского трояна — SharkBot или Vultur.

Новые злоупотребления ресурсами Google Play были выявлены в ходе разбора текущей SharkBot-кампании, ориентированной на итальянских пользователей интернет-банкинга. Как оказалось, троян появляется на смартфонах после скачивания программы Codice Fiscale 2022 — поддельного генератора идентификационных кодов налогоплательщика.

Анализ показал, что при установке на Android-устройство замаскированный загрузчик SharkBot теперь запрашивает минимум разрешений, чтобы скрыть свои намерения. Прежние версии (ниже 2.29) пытались обзавестись правом на установку и запуск полезной нагрузки, но в начале октября Google внесла изменения в правила для разработчиков Android-программ, ограничив использование разрешения REQUEST_INSTALL_PACKAGES.

Обновленный загрузчик не требует выдать такое разрешение, но обходит препятствие, открывая поддельную страницу Google Play с предложением скачать апдейт.

 

Поскольку доставка целевого зловреда в этом случае осуществляется через браузер, пользователю придется совершить дополнительные действия — одобрить установку и запуск при выводе предупреждений. Те, кто не заметит подмены источника загрузки, могут получить в награду трояна.

Чтобы не ошибиться в выборе цели, загрузчик SharkBot проверяет страну по сим-карте и, не найдя it, откатывает выполнение вредоносных функций. Проверка проводится также на стороне сервера: если подключение произошло с IP-адреса за пределами Италии, C2 по умолчанию возвращает команду exit; в противном случае он отдает конфигурационные данные с URL полезной нагрузки.

На момент анализа за Codice Fiscale 2022 числилось более 10 тыс. загрузок в Google Play. В магазине была также найдена другая программа, загружающая SharkBot; ее выдавали за менеджер файлов (File Manager Small, Lite). Согласно обновленной политике Google, приложениям этой категории разрешено использовать REQUEST_INSTALL_PACKAGES, и этот вредоносный загрузчик работал по обычной схеме.

Его конфигурация предполагала атаки на мобильные устройства итальянцев и британцев. Вредоноса быстро удалили из магазина Google, и его никто не успел загрузить. Сам SharkBot, по данным ThreatFabric, оперирует списком банков Италии, Великобритании, Германии, Испании, Польши, Австрии, США и Австралии.

Кроме SharkBot-загрузчиков, в Google Play были обнаружены три троянизированных программы, доставляющие Vultur (число скачиваний от 1 тыс. до 100 тысяч). Они были замаскированы под приложения для учета финансов, аутентификации и восстановления файлов.

 

Все они выполняли заявленные функции, но при открытии требовали обновления и разрешений на загрузку из неофициальных источников. Если жертва соглашалась, на ее смартфон устанавливался банкер Vultur, ворующий данные с помощью скриншотов и кейлоггинга.

Новый вариант трояна снабжен дополнительным списком приложений, за которыми нужно следить. При запуске таких программ вредонос, используя Accessibility Service, регистрирует все элементы UI и ассоциированные с ними события (клики, жесты и т. п.) и передает журнал на свой сервер.

Голландские эксперты полагают, что создатели Vultur таким образом пытаются обойти Android-защиту FLAG_SECURE, позволяющую заблокировать снимки экрана при работе с банковскими приложениями. Если в ходе взаимодействия с клиентом пользователь откроет клавиатуру, фиксация этого события, как и последующих касаний клавиш, поможет операторам зловреда получить учетные данные жертвы.

Согласно наблюдениям голландских экспертов, Vultur в этом году вначале атаковал жителей Великобритания и Нидерландов, а потом переключился на Германию, Францию и Италию.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Магнит и Avanpost внедрили систему для управления сертификатами ЭП

Розничная сеть «Магнит» совместно с Avanpost завершила проект по внедрению централизованной системы управления сертификатами электронной подписи и средствами криптографической защиты. Решение позволяет автоматизировать выпуск, продление и перевыпуск сертификатов, которые используются, в частности, для работы с ЕГАИС в торговых точках.

По данным компаний, система охватывает более 20 тысяч объектов сети на территории европейской части России и помогает снизить риски простоев при учёте и продаже алкоголя.

Под управление платформы было взято около 30 тысяч средств защиты информации, а агенты системы развернули на более чем 20 тысяч рабочих мест.

Проект предусматривает централизованное управление электронными подписями, контроль операций с ними и аудит действий сотрудников. Система также отслеживает сроки действия сертификатов и автоматически запускает процессы продления или массового перевыпуска — при необходимости до тысячи сертификатов в сутки.

Сотрудники «Магнита» получили личный кабинет, где можно дистанционно проверять статус сертификата, обновлять его или отзывать без посещения удостоверяющего центра. Возможность удалённой работы с документами реализована с учётом требований российского законодательства.

В рамках проекта Avanpost PKI интегрировали с основными корпоративными системами, включая 1С, Active Directory, КриптоПро, СМЭВ, HR MDM, а также с SIEM- и SOAR-платформами для мониторинга событий безопасности.

Срок реализации проекта — 2024-2025 годы.

Мария Дордий, руководитель отдела СКЗИ в «Магните», так описывает результаты:

«Проект по автоматизации выпуска электронных подписей в нашей розничной сети был направлен на повышение контроля, прозрачности и безопасности операций с ЭП и СКЗИ. Благодаря внедрению системы Avanpost PKI мы решили важнейшие задачи: централизовали управление СЗИ, СКЗИ и сертификатами и сократили время получения электронной подписи для наших сотрудников. Мы реализовали автоматизированные процессы одиночного и массового перевыпуска сертификатов, что критически важно для нашей масштабной сети с учетом разницы часовых поясов РФ и позволяет системе перевыпускать 1000 и более сертификатов в день. Снижение времени на получение и оперативный перевыпуск ЭП нивелирует риски простоя касс и продаж на торговых объектах. Кроме того, сотрудники получили удобный личный кабинет, позволяющий дистанционно контролировать сроки действия и обновлять сертификат. Создание гибкой ролевой модели доступа, формирование бизнес-процессов согласования, ведение журналов событий и аудит инцидентов ИБ позволили нам соблюсти требования регуляторов и контролировать нелегитимные операции, значительно повысив информационную безопасность».

Евгений Галкин, директор продуктовых направлений кибербезопасности и криптографии Avanpost, отметил:

«Автоматизация управления сертификатами для 20000 торговых объектов „Магнит“ — это по-настоящему масштабный и, что важно, уникальный для России проект. Совместно с коллегами из "Магнита" нам удалось создать централизованную систему, способную управлять сертификатами, обеспечивая их выпуск, установку на устройстве клиента с агентом Avanpost PKI, аннулирование, обновление по истечению срока и массовый перевыпуск. Мы гордимся, что построили такую систему на федеральном масштабе и фактически устранили риск остановки продаж алкоголя из-за просроченных сертификатов. В таком объеме и с такой степенью автоматизации наше решение является эксклюзивным на рынке, что подтверждает наше технологическое лидерство в сфере ретейла».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru