В Google Play найдены пять загрузчиков банковских Android-троянов

В Google Play найдены пять загрузчиков банковских Android-троянов

Исследователи из ThreatFabric обнаружили в магазине Google пять вредоносных мобильных приложений с суммарным количеством установок более 130 тысяч. Зловреды выдают себя за легитимные Android-программы, а на самом деле загружают банковского трояна — SharkBot или Vultur.

Новые злоупотребления ресурсами Google Play были выявлены в ходе разбора текущей SharkBot-кампании, ориентированной на итальянских пользователей интернет-банкинга. Как оказалось, троян появляется на смартфонах после скачивания программы Codice Fiscale 2022 — поддельного генератора идентификационных кодов налогоплательщика.

Анализ показал, что при установке на Android-устройство замаскированный загрузчик SharkBot теперь запрашивает минимум разрешений, чтобы скрыть свои намерения. Прежние версии (ниже 2.29) пытались обзавестись правом на установку и запуск полезной нагрузки, но в начале октября Google внесла изменения в правила для разработчиков Android-программ, ограничив использование разрешения REQUEST_INSTALL_PACKAGES.

Обновленный загрузчик не требует выдать такое разрешение, но обходит препятствие, открывая поддельную страницу Google Play с предложением скачать апдейт.

 

Поскольку доставка целевого зловреда в этом случае осуществляется через браузер, пользователю придется совершить дополнительные действия — одобрить установку и запуск при выводе предупреждений. Те, кто не заметит подмены источника загрузки, могут получить в награду трояна.

Чтобы не ошибиться в выборе цели, загрузчик SharkBot проверяет страну по сим-карте и, не найдя it, откатывает выполнение вредоносных функций. Проверка проводится также на стороне сервера: если подключение произошло с IP-адреса за пределами Италии, C2 по умолчанию возвращает команду exit; в противном случае он отдает конфигурационные данные с URL полезной нагрузки.

На момент анализа за Codice Fiscale 2022 числилось более 10 тыс. загрузок в Google Play. В магазине была также найдена другая программа, загружающая SharkBot; ее выдавали за менеджер файлов (File Manager Small, Lite). Согласно обновленной политике Google, приложениям этой категории разрешено использовать REQUEST_INSTALL_PACKAGES, и этот вредоносный загрузчик работал по обычной схеме.

Его конфигурация предполагала атаки на мобильные устройства итальянцев и британцев. Вредоноса быстро удалили из магазина Google, и его никто не успел загрузить. Сам SharkBot, по данным ThreatFabric, оперирует списком банков Италии, Великобритании, Германии, Испании, Польши, Австрии, США и Австралии.

Кроме SharkBot-загрузчиков, в Google Play были обнаружены три троянизированных программы, доставляющие Vultur (число скачиваний от 1 тыс. до 100 тысяч). Они были замаскированы под приложения для учета финансов, аутентификации и восстановления файлов.

 

Все они выполняли заявленные функции, но при открытии требовали обновления и разрешений на загрузку из неофициальных источников. Если жертва соглашалась, на ее смартфон устанавливался банкер Vultur, ворующий данные с помощью скриншотов и кейлоггинга.

Новый вариант трояна снабжен дополнительным списком приложений, за которыми нужно следить. При запуске таких программ вредонос, используя Accessibility Service, регистрирует все элементы UI и ассоциированные с ними события (клики, жесты и т. п.) и передает журнал на свой сервер.

Голландские эксперты полагают, что создатели Vultur таким образом пытаются обойти Android-защиту FLAG_SECURE, позволяющую заблокировать снимки экрана при работе с банковскими приложениями. Если в ходе взаимодействия с клиентом пользователь откроет клавиатуру, фиксация этого события, как и последующих касаний клавиш, поможет операторам зловреда получить учетные данные жертвы.

Согласно наблюдениям голландских экспертов, Vultur в этом году вначале атаковал жителей Великобритания и Нидерландов, а потом переключился на Германию, Францию и Италию.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

UserGate запустил собственный SOC

Российский разработчик экосистемы ИБ-решений компания UserGate объявила о начале работы собственного центра мониторинга информационной безопасности (SOC, Security Operations Center). Его услуги станут доступны в мае 2024 года.

SOC UserGate не только обеспечит доступ клиентов компании к классическим услугам мониторинга, но и позволит разгрузить ИБ-команды своих заказчиков, усилить экспертизу в области детектирования угроз.

Востребованность услуг коммерческих SOC среди заказчиков объясняется необходимостью значительных затрат на приобретение аппаратного и программного обеспечения для построения собственного in-house SOC-а, инвестиций в создание и развитие команды ИБ-специалистов, работающей в режиме 24/7. Сегодня ресурсами и знаниями, необходимыми для создания собственного центра мониторинга и реагирования обладают лишь самые крупные заказчики. Поэтому получение услуг облачного SOC становится для многих предприятий единственной возможностью решить все задачи, связанные с мониторингом информационной безопасности, не прибегая при этом к серьезным капитальным затратам.

Компания UserGate накопила значительные компетенции не только в области разработки и производства средств защиты корпоративных сетей передачи данных. Сегодня UserGate обладает глубокой и всесторонней экспертизой в области информационной безопасности в целом. Она позволяет предложить российским заказчикам услуги облачного SOC-а, т.н. SOCaaS: мониторинг событий, анализ инцидентов, ИБ-аналитика. Кроме того, возможности компании позволяют дополнить это предложение услугами, связанными с анализом защищенности систем, киберкриминалистикой и постинцидентным анализом, повышением осведомленности сотрудников организаций в области информационной безопасности, как рядовых пользователей, так и ИТ-специалистов, ИБ-консалтингом, разработкой архитектуры и процессов, связанных с обеспечением информационной безопасности.   

«Мы создавали SOC для того, чтобы сделать мониторинг информационной безопасности и реагирование на инциденты простыми и доступными для компаний, которые осознали эту необходимость. Сегодня у нас есть для этого все необходимое: широкие компетенции в ИБ, штат высококлассных специалистов и аппаратная база для организации процесса мониторинга. Создавая свой SOC, мы использовали лучшие мировые и российские практики, чтобы не только обеспечить технологическую и экспертную эффективность центра, но и сделать использование его услуг простым и понятным для всех клиентов», – говорит Дмитрий Шулинин руководитель SOC UserGate.

SOC UserGate построен по классической схеме. Его составляют три ключевых компонента: команда специалистов, необходимые средства технического мониторинга и реагирования на инциденты, а также процессы, которые обеспечивают связность работы всех систем центра.

В команду SOC UserGate вошли специалисты, имеющие богатый опыт создания и развития крупнейших российских центров. Они сформировали три группы, которые занимаются мониторингом безопасности, разработкой контента (правил для SIEM системы, плейбуков в IRP-платформе), ведут проактивный поиск угроз в защищаемых инфраструктурах. Кроме того, в состав команды центра входит группа SRE (Site Reliability Engineering), состоящая из инженеров, ответственных за внедрение, настройку и поддержку всех технических решений SOC.

Услуги по мониторингу безопасности и оповещению обеспечиваются системами сбора информации, которые размещаются на площадках заказчиков и отправляют данные по защищенным каналам связи в SOC для их обработки в автоматизированном, а при необходимости и в ручном режиме, а также для обогащения дополнительной информацией и дальнейшего хранения. При обнаружении инцидентов аналитики центра проводят оповещение ответственных сотрудников заказчика.

В перспективе базовая функциональность SOC будет дополнена личным кабинетом клиента, который будет содержать всю необходимую информацию, от инфографики, демонстрирующей работу инфраструктуры, карточек инцидентов, до SIEM-правил и базы знаний. Личный кабинет станет доступен клиентам SOC UserGate в 1 квартале 2025 года.

Еще одно расширение функциональности SOC – реагирование на киберинциденты – ожидается до конца 2025 года. Для получения этой услуги клиентам необходимо будет обеспечить более глубокую интеграцию технической базы SOC со своими инфраструктурами, а также погружение специалистов центра в ее специфику.

SOC UserGate предполагает периодическую корректировку сервиса, которая проводится для изменения и дополнения правил SIEM, настроек источников событий ИБ в соответствии с особенностями работы или изменения инфраструктур клиентов. Регулярно, клиенты SOC получают подробные отчеты о результатах мониторинга безопасности и инцидентах, выявленных в защищаемой инфраструктуре. Предусмотрено предоставление кратких информационных еженедельных отчетов и развернутых ежемесячных.

Наконец, еще одна отличительная черта SOC UserGate – стремление к максимальной гибкости в работе. Оно касается как технических средств взаимодействия с клиентами (использование различных схем подключения и средств мониторинга, размещаемых внутри защищаемых периметров), так и вариативности подходов к составу и оплате используемых услуг центра.

Услуги SOC позволят клиентам UserGate значительно сократить и оптимизировать расходы на безопасность, получить доступ к лучшим ИБ-практикам и экспертизе квалифицированных профессионалов, сократить нагрузку на собственные ИБ-команды, в разы сократить риски, связанные с киберинцидентами и преодолением их последствий, и, наконец, обеспечить надежный круглосуточный мониторинг своей инфраструктуры.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru