С ботнета Emotet раздаются майнер и RAT-троян во вложенных SFX-архивах

С ботнета Emotet раздаются майнер и RAT-троян во вложенных SFX-архивах

С ботнета Emotet раздаются майнер и RAT-троян во вложенных SFX-архивах

Эксперты Trustwave SpiderLabs зафиксировали новую волну вредоносного спама, исходящего с ботнета Emotet. В качестве вложений злоумышленники используют составные самораспаковывающиеся архивы; целевая полезная нагрузка запаролена, но разблокировка и запуск участия пользователя не требуют, эти задачи выполняются автоматически с помощью bat-скрипта.

Поддельные письма предлагают получателю ознакомиться с новым счетом-фактурой, открыв прикрепленный файл ZIP или ISO. Как оказалось, вложение содержит архивный файл RAR SFX, в который заключен еще один самораспаковывающийся RAR, но уже под паролем.

 

Первый вложенный SFX для прикрытия использует иконку PDF или Excel и содержит три файла: контейнер полезной нагрузки (второй RAR SFX), запускающий его пакетный скрипт и маскировочный PDF-документ либо изображение. Все компоненты распаковываются в папку %AppData% с перезаписью существующих файлов, а затем запускаются на исполнение.

Установку полезной нагрузки, сокрытой во втором RAR SFX, обеспечивает командный файл (.bat), в котором определены пароль и папка для сохранения файла. Сценарий также запускает команду на отображение картинки-приманки.

 

В более новых образцах вредоносных вложений маскировочная графика и PDF отсутствуют, а запароленный RAR SFX распаковывается в папку %temp%, но атака проводится таким же образом — за один клик.

Вся исполняемая полезная нагрузка в рамках данной имейл-кампании скомпилирована с помощью .NET и использует opensource-обфускатор ConfuserEX. Исследователям удалось идентифицировать CoinMiner, умеющий воровать данные из браузеров и Microsoft Outlook, а также Quasar RAT — трояна с открытым исходным кодом, опубликованным на GitHub.

Последнее время в Trustwave наблюдают рост количества угроз, запакованных в ZIP под паролем. Порядка 96% из них распространяются посредством рассылок с ботнета Emotet.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Мошенники массово продают путевки в несуществующие детские лагеря

С наступлением лета мошенники традиционно начинают использовать тему детского отдыха: предлагают путёвки в несуществующие лагеря или под предлогом продажи выманивают у потенциальных жертв персональные и платёжные данные. В этом сезоне новое развитие получили схемы с использованием дипфейков — в рекламных материалах и фальшивых отзывах.

Как отметил в комментарии для «Известий» начальник отдела информационной безопасности компании «Код Безопасности» Алексей Коробченко, злоумышленники пользуются тем, что родители стремятся найти доступные по цене варианты летнего отдыха для детей, и предлагают сомнительные или вовсе несуществующие услуги.

По словам Марии Михайловой, руководителя группы защиты бренда Angara SOC, преступники, как и в других мошеннических схемах, создают ощущение срочности: предлагают якобы «горящие» туры и требуют внести оплату как можно быстрее, иначе предложение исчезнет.

Злоумышленники при этом используют профессиональную лексику, свойственную турагентам, что способствует созданию доверительной атмосферы. Помимо сбора денежных средств, как предупреждает Михайлова, мошенники могут также перехватывать учётные данные от портала Госуслуг — якобы для авторизации на страницах, где якобы оформляется покупка путёвок.

Руководитель группы аналитиков по информационной безопасности Лиги цифровой экономики Виталий Фомин обращает внимание, что мошенники маскируют дизайн фишинговых сайтов под реальные страницы детских лагерей.

Та же тактика применяется и в социальных сетях. Преступники могут выдавать себя за представителей организаций, которые якобы выделяют путёвки. Основная целевая аудитория таких схем — родители детей младшего и среднего школьного возраста, в первую очередь из регионов.

Также, как подчёркивает Фомин, повышенному риску подвержены семьи, где выбор лагеря поручают самому ребёнку. Из-за недостаточного опыта дети не могут отличить фальшивый сайт от настоящего, особенно когда ресурсы продвигаются с помощью SMM-инструментов в поисковых системах. Кроме того, мошенники активно используют искусственный интеллект для генерации поддельных отзывов.

Старший аналитик департамента защиты от цифровых рисков компании F6 Мария Синицына напоминает, что схемы со сбором предоплаты за путёвки появляются ежегодно. По аналогичной логике действуют мошенники, предлагая бронирование отелей. Часто они используют тот факт, что родители приобретают путёвки в последний момент.

Кроме того, как предупреждает Синицына, злоумышленники нередко предлагают установить вредоносную программу, через которую якобы нужно оформить покупку путёвки.

Чтобы не стать жертвой мошенников, эксперты рекомендуют внимательно проверять сайты и страницы. Даже при внешнем сходстве с официальными ресурсами у поддельных есть отличительные признаки — например, недавняя регистрация домена (её можно проверить через сервис Whois) и мелкие несоответствия в оформлении.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru