APT28 использует движение мыши в файлах PowerPoint для запуска вредоноса

APT28 использует движение мыши в файлах PowerPoint для запуска вредоноса

APT28 использует движение мыши в файлах PowerPoint для запуска вредоноса

Киберпреступники, работающие, по словам зарубежных специалистов, на Россию, начали прибегать к новой технике для запуска кода на компьютере жертвы. Этот подход рассчитан на использование движений мыши в презентациях Microsoft PowerPoint.

Таким образом, атакующим не требуются вредоносные макросы для запуска скрипта PowerShell. Согласно отчёту Cluster25, новый метод взяла на вооружение киберпреступная группировка APT28, также известная под именем “Fancy Bear“.

Исследователи отмечают, что в этих кампаниях злоумышленники устанавливают в системы жертв вредоносную программу Graphite. Одну из таких атак зафиксировали 9 сентября 2022 года.

В качестве приманки используется файл в формате .PPT (презентация PowerPoint), который якобы связан с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — международным экономическим органом развитых стран.

Внутри PPT-файла располагаются два слайда, на которых изображены инструкции на английском и французском языках. В этих инструкциях объясняется, как пользоваться функцией перевода в сервисе для видеоконференций Zoom.

 

Кроме того, в отправляемых PPT-файлах была гиперссылка, которая как раз и выступала триггером для запуска вредоносного скрипта PowerShell с помощью утилиты SyncAppvPublishingServer.

В отчёте Cluster25 эксперты говорят, что злоумышленники подготавливали эти кампании с января по февраль. Если посмотреть на график, соответствующие URL также всплывали в августе и сентябре.

 

При открытии документа-приманки в режиме презентации жертве достаточно навести указатель мыши на гиперссылку, чтобы активировать вредоносный скрипт и загрузить на компьютер файл в формате JPEG — “DSC0002.jpeg“. Изображение, кстати, скачивается из аккаунта Microsoft OneDrive и сохраняется в директории C:\ProgramData\, после чего запускается с помощью rundll32.exe.

Далее в дело вступает следующий пейлоад — lmapi2.dll, который сбрасывает и расшифровывает второй JPEG-файл, загружая его сразу в память. Главный вредонос Graphite использует API Microsoft Graph API и OneDrive для взаимодействия с командным сервером.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru