Мошенники манипулируют уходом мировых брендов из России

Мошенники манипулируют уходом мировых брендов из России

Количество мошеннических сайтов, прикидывающихся известными марками, увеличилось на 600%. Больше всего жертвы “ведутся” на фейковые розыгрыши. Набив шишки, пользователи научатся отличать аферистов от параллельных импортеров, считают эксперты.

По данным Group-IB, в первом полугодии количество мошеннических сайтов, действующих от лица известных брендов, увеличилось на 579%.

Злоумышленники уже использовали 2 тыс. названий брендов и торговых марок из онлайн-ретейла, телекоммуникаций, сферы услуг и банковского сектора. В конце прошлого года их было всего 120.

Мировые потери от подобного мошенничества оцениваются в $80 млн. Более половины всех сайтов связаны с фейковыми розыгрышами ценных призов.

В России мошенники успешно спекулируют на зарубежных брендах, объявивших об уходе с рынка, отмечает ведущий аналитик Group-IB департамента Digital Risk Protection Евгений Егоров.

Схемы могут быть связаны с фейковыми виртуальными картами оплаты в App Store и PlayStation Store или покупкой доступов к сервисам Spotify Premium, Pornhub, а также товаров, например IKEA, перечисляет эксперт.

Количество таких ресурсов выросло уже в пять раз, уточняет гендиректор компании “Фишман” Алексей Горелкин:

“Самый массовый случай — это сайты, предлагающие купить бумагу, особенно в тот период, когда были перебои с поставкой товара. В основном такое мошенничество нацелено на мелкий и средний бизнес”.

Мошенники воруют всё больше, но оценить реальные масштабы сложно, считают эксперты — жертвы не любят рассказывать о таком обмане или просто не знают, куда обратиться.

Государство пытается решать проблему. Минцифры вводит систему мониторинга фишинга, а форма связи с гражданами станет доступна на портале Госуслуг. К мониторингу планируют подключить и Генпрокуратуру.

Такие меры вполне могут оказать положительное влияние на статистику, отмечает управляющий партнер юридической компании “Иккерт и партнеры” Павел Иккерт:

“Но ущерб для пользователей зависит и от наличия опыта у граждан взаимодействия с мошенниками, и, что немаловажно, от оценки риска передачи третьим лицам собственных персональных данных и данных платежных средств”.

Со временем ситуация стабилизируется, считают эксперты.

Пользователи научатся отличать новых поставщиков “параллельного импорта” от мошенников. А продавцам лучше налаживать каналы продаж через маркетплейсы, а не открывать новые платформы.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

СУАТМ поможет бороться с кол-центрами и звонками мошенников в мессенджерах

В России может появиться еще одна антифрод-платформа. По замыслу, система учета и анализа телефонного мошенничества (СУАТМ) позволит вовлечь в обмен данными всех заинтересованных лиц с тем, чтобы охватить даже такие каналы, как IP-телефония и мессенджеры.

Автором идеи объединить на общей платформе всех участников рынка — банки, операторов связи, регуляторов, правоохранительные органы — является «Тинькофф». По сути, это будет аналог автоматизированной системы ФинЦЕРТ Банка России, но для телекома, у которого сейчас есть только «Антифрод» Роскомнадзора.

СУАТМ в числе прочего поможет в реальном времени выявлять операторов, обеспечивающих работу мошеннических кол-центров, и сообщать о таких нарушениях регулятору. Новую систему также можно будет использовать для блокировки IMаккаунтов, используемых обманщиками, и звонков с виртуальных сим-карт.

Сценарий взаимодействия при этом может выглядеть следующим образом. Клиент жалуется банку на мошеннический звонок, тот отправляет уведомление в СУАТМ, система в режиме реального времени получает от телеоператора информацию об инициаторе звонка.

Если это другой оператор, перебирается вся цепочка (за несколько минут), и данные «нулевого пациента» передаются всем провайдерам для блокировки мошеннического трафика либо аккаунта в мессенджере. Об источнике также ставятся в известность РКН и МВД. Если виновник — оператор, его могут оштрафовать на 500 тыс. руб. за пропуск мошеннических звонков.

По словам «Тинькофф», банки, операторы, ЦБ положительно восприняли инициативу. Однако для эффективной работы СУАТМ придется корректировать нормативную базу. Операторов нужно будет обязать подключиться к новой антифрод-платформе. Кроме того, созданию подобной системы наверняка будет мешать регуляторный запрет на передачу персональных данных сторонним организациям.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru