Минцифры предлагает собирать биометрию без согласия граждан

Минцифры предлагает собирать биометрию без согласия граждан

Минцифры предлагает собирать биометрию без согласия граждан

Минцифры предлагает отказаться от необходимости получать согласие гражданина на передачу его биометрии в ЕБС. Поправки к закону уже готовы. Чиновники видят в них укрепление защищенности данных, эксперты прогнозируют хаотичность сбора и фатальность в случае утечки.

О поправках в приказ Минцифры пишет сегодня “Ъ”. Речь о порядке сбора и хранения биометрических данных в ”Единой биометрической системе” (ЕБС). В Аналитический центр при правительстве бумаги отправили 2 августа.

В документе уточняется, что согласия субъекта данных на сбор и актуализацию биометрии в ЕБС и “иных информационных системах, обеспечивающих идентификацию и/или аутентификацию с использованием биометрических персональных данных” не требуется.

В пояснительной записке авторы ссылаются на то, что размещение биометрии в ЕБС из иных информационных систем без согласия субъекта закреплено в поправках к закону “Об информации”, принятых в июле.

Документ также упрощает передачу в ЕБС данных из любых информационных систем (например, организаций финансового рынка).

Если раньше требовалось, чтобы “слепок” содержал лицо и голос, то теперь, если биометрические данные содержат только изображение лица или голоса, они все равно окажутся в государственной системе, но использовать их сможет только разместившая организация.

Статус ГИС ЕБС (оператором выступает “Ростелеком”) получила в конце прошлого года. Минцифры планировало ускорить сбор биометрических данных, рассчитывая увеличить число ”слепков” до 70 млн. Но к началу 2022 года удалось собрать не более 240 тысяч.

Из десятков миллионов образцов, собранных банками, стандартам ЕБС соответствуют только 10% — это около 5 млн уникальных “слепков”. Остальные по действующим нормам должны быть уничтожены.

Передача данных из КБС (коммерческих биометрических систем) в ГИС ЕБС повысит безопасность обработки и хранения биометрических персональных данных, отметили в Минцифры.

Чтобы обязать КБС передавать данные в ЕБС, требуется только одно — наличие голоса или изображения лица, от образцов больше не потребуется соответствовать всем стандартам качества ЕБС, отмечает юрист фирмы DRC Никита Истомин.

Отказ от получения согласия гражданина на сбор и актуализацию биометрии в ЕБС может привести к тому, что биометрия будет собираться непрерывно из любых возможных источников, считает главный юрисконсульт практики интеллектуальной собственности “ЭБР” Кирилл Ляхманов.

С учетом требований к биометрическим образцам, такими источниками могут быть камеры наблюдения на входе в метро, камеры в банках и финансовых организациях, камеры на входе в МФЦ и другие, пояснил он.

Кроме того, сбором и обновлением биометрии для передачи в ЕБС смогут заниматься “иные организации”, перечень которых в документе не определен.

“Оператор КБС, разместивший биометрические данные в ЕБС, не вправе давать их использовать другим операторам КБС, — объясняет Ляхманов. — Это значит, что в ЕБС слепки одних и тех же людей, сдавших биометрию в различные организации, будут дублироваться”.

Хранение такого объема данных о человеке в единой системе, отмечает эксперт, делает последствия утечки катастрофическими.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

В WhatsApp появилась реклама — пока только в статусах и каналах

Meta (признана экстремистской и запрещена в России) наконец-то запустила рекламу в WhatsApp — то, о чём говорили уже несколько лет, теперь стало реальностью. Объявление появилось в официальном блоге мессенджера, и с сегодняшнего дня нововведение начинает распространяться на всех пользователей.

Где именно будет реклама

Пока рекламу не будут вставлять в личные переписки — и на том спасибо. Вместо этого она появится:

  • в разделе «Обновления» (Updates) приложения;
  • в статусах, которые работают по аналогии с Instagram Stories;
  • в списке каналов, где теперь могут отображаться «спонсируемые» каналы.

То есть, если вы уже привыкли к рекламе в Instagram (признана экстремистской и запрещена в России) Stories — примерно то же самое теперь будет и в WhatsApp.

 

Что с приватностью

Разработчики заверяют, что «всё сделано максимально приватно». Но если заглянуть в детали, выясняется, что реклама будет подстраиваться под вас по таким параметрам:

  • ваш город или страна;
  • язык интерфейса;
  • каналы, на которые вы подписаны;
  • взаимодействие с рекламой (нажатия, просмотры и т. д.).

А если вы подключали WhatsApp к Meta Accounts Center, то система будет учитывать ваши предпочтения и с других платформ — например, из Facebook (признана экстремистской и запрещена в России) или Instagram (признана экстремистской и запрещена в России).

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru