Телефонные мошенники пугают россиян санкциями в отношении банков

Телефонные мошенники пугают россиян санкциями в отношении банков

Телефонные мошенники, атакующие россиян, вновь активизировались и теперь используют новую тему для обмана доверчивых граждан — санкции в отношении России. В частности, злоумышленники пугают людей невозможностью снять свои денежные средства, хранящиеся на счетах попавших в санкционные списки банков.

По данным аналитиков компании Group-IB, слова которых передаёт «РГ», мошенники делают упор на отключение российских кредитных организаций от международной системы SWIFT.

Под этим соусом преступники пытаются донести до граждан, что банки блокируют все операции, поэтому клиент в скором времени не сможет снять деньги со своего счёта. Как это обычно и бывает, злоумышленники представляются сотрудниками банка и действуют якобы из лучших побуждений.

Далее разворачивается стандартная схема: мошенники просят «клиента» перевести свои деньги на некий безопасный счёт, где они однозначно будут в сохранности. Само собой, после такой операции пользователь лишится своих накоплений.

Помимо этого, мошенники могут предлагать и другие услуги, например помочь с оформлением документов для выезда из России или уклониться от призыва в армию.

Активность мошенников также наблюдают и в «Лаборатории Касперского», чей сервис Kaspersky Who Calls зафиксировал жалобы пользователей на звонки преступников под соусом отключения банков от SWIFT. Специальные сервисы помогают мошенникам подменять номер, чтобы у людей было меньше сомнений в легитимности звонка.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

СУАТМ поможет бороться с кол-центрами и звонками мошенников в мессенджерах

В России может появиться еще одна антифрод-платформа. По замыслу, система учета и анализа телефонного мошенничества (СУАТМ) позволит вовлечь в обмен данными всех заинтересованных лиц с тем, чтобы охватить даже такие каналы, как IP-телефония и мессенджеры.

Автором идеи объединить на общей платформе всех участников рынка — банки, операторов связи, регуляторов, правоохранительные органы — является «Тинькофф». По сути, это будет аналог автоматизированной системы ФинЦЕРТ Банка России, но для телекома, у которого сейчас есть только «Антифрод» Роскомнадзора.

СУАТМ в числе прочего поможет в реальном времени выявлять операторов, обеспечивающих работу мошеннических кол-центров, и сообщать о таких нарушениях регулятору. Новую систему также можно будет использовать для блокировки IMаккаунтов, используемых обманщиками, и звонков с виртуальных сим-карт.

Сценарий взаимодействия при этом может выглядеть следующим образом. Клиент жалуется банку на мошеннический звонок, тот отправляет уведомление в СУАТМ, система в режиме реального времени получает от телеоператора информацию об инициаторе звонка.

Если это другой оператор, перебирается вся цепочка (за несколько минут), и данные «нулевого пациента» передаются всем провайдерам для блокировки мошеннического трафика либо аккаунта в мессенджере. Об источнике также ставятся в известность РКН и МВД. Если виновник — оператор, его могут оштрафовать на 500 тыс. руб. за пропуск мошеннических звонков.

По словам «Тинькофф», банки, операторы, ЦБ положительно восприняли инициативу. Однако для эффективной работы СУАТМ придется корректировать нормативную базу. Операторов нужно будет обязать подключиться к новой антифрод-платформе. Кроме того, созданию подобной системы наверняка будет мешать регуляторный запрет на передачу персональных данных сторонним организациям.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru