Новый Unix-руткит крадёт платёжные данные из банкоматов

Новый Unix-руткит крадёт платёжные данные из банкоматов

Новый Unix-руткит крадёт платёжные данные из банкоматов

Наблюдая за активностью киберпреступной группировки LightBasin, специалисты наткнулись на ранее неизвестный Unix-руткит, который используется для кражи платёжных данных из банкоматов. С помощью этого вредоноса злоумышленники могут проводить несанкционированные транзакции.

Операторы нового руткита известны своими атаками на телекоммуникационные компании с использованием кастомных семплов зловреда. Исследователи из Mandiant, описывающие активность LightBasin в 2020 году, теперь опубликовали новый отчёт о деятельности кибергруппировки.

Руткит представляет собой модуль ядра Unix под именем «Caketap», который операторы устанавливают на серверы с операционной системой Oracle Solaris. В процессе работы Caketap маскирует интернет-соединение, процессы и файлы, параллельно устанавливая несколько хуков в системные функции.

Основная цель вредоноса — перехватить данные банковских карт и ПИН-коды, обрабатываемые банкоматом, чтобы потом осуществлять переводы и проводить транзакции. Для этого Caketap должен получить сообщения, предназначенные для аппаратной составляющей Payment Hardware Security Module (HSM).

HSM, как известно, используется в банковской сфере для генерации, управления и подтверждения криптографических ключей для ПИН-кодов и EMV-чипов. Перехватив такие сообщения, Caketap подставляет полученные данные карты и генерирует валидный ответ.

На втором этапе атаки руткит сохраняет валидные сообщения, соответствующие легитимным номерам PAN (Primary Account Numbers) и отправляет их HSM. При этом вредонос действует крайне осторожно, оставаясь незаметным.

 

«Мы считаем, что за CAKETAP стоит группа UNC2891 (LightBasin), которая развернула масштабную кампанию. Злоумышленники пытаются снять как можно больше денег в банкоматах нескольких кредитных организаций», — пишут специалисты Mandiant в отчёте.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru