Cyclops Blink — наследник VPNFilter, атакующий файрволы WatchGuard

Cyclops Blink — наследник VPNFilter, атакующий файрволы WatchGuard

Cyclops Blink — наследник VPNFilter, атакующий файрволы WatchGuard

Британские и американские спецслужбы опубликовали совместный алерт о ботнете Cyclops Blink, составляющем угрозу для сетевых устройств класса SOHO. Используемый ботоводами модульный Linux-зловред поразил уже более 1,5 тыс. файрволов WatchGuard FireBox в 70 странах и в любой момент может быть переориентирован на другие платформы и прошивки.

По имеющимся данным, вредонос Cyclops Blink объявился в интернете в июле 2019 года, а может, и ранее. Анализ образцов показал, что это более продвинутая версия VPNFilter, которую предположительно создали те же умельцы (APT28, она же Fancy Bear, Sandworm и Sofacy).

Основными задачами Cyclops Blink являются сбор и слив на сторону информации о зараженном устройстве, а также загрузка и запуск дополнительных файлов. Зловред распространяется через эксплойт, устанавливается в систему под видом обновления прошивки и остается там даже после перезагрузки.

Все известные жертвы — исключительно WatchGuard FireBox, устройства безопасности класса UTM на процессорах PowerPC 32-бит со вшитыми ключами аутентификации HMAC. Примечательно, что все они используют кастомные настройки — внешний доступ к интерфейсу удаленного управления во всех случаях оказался включенным.

Обмен с C2-серверами Cyclops Blink осуществляется с использованием RSA-шифрования. Подробный разбор угрозы выложен отдельным документом (PDF) на сайте британского центра кибербезопасности (National Cyber Security Centre, NCSC).

На данный момент наблюдатели из Shadowserver зафиксировали 1573 случая инфицирования в 70 странах (уникальные IP-адреса в 495 различных AS-сетях). Больше половины зараженных устройств находятся в США, Франции, Италии, Канаде или Германии.

 

Выявлены также 25 командных серверов Cyclops Blink. Они подняты в сетях 25 AS-провайдеров в семи странах (8 в Италии, 6 в США, по 4 в Германии и Франции, по одному в Марокко, Саудовской Аравии и на Кипре).

По данным WatchGuard, данная угроза актуальна для примерно 1% ее устройств. Во избежание неприятностей производитель рекомендует таким пользователям вернуть дефолтные настройки, а в случае заражения незамедлительно сменить все хранящиеся на устройстве пароли.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru