Тощий мальчик — новый инструмент кибергруппировки Fancy Bear

Тощий мальчик — новый инструмент кибергруппировки Fancy Bear

Тощий мальчик — новый инструмент кибергруппировки Fancy Bear

Исследователи в области кибербезопасности обнаружили новую вредоносную программу, которой дали имя SkinnyBoy. Согласно описанию специалистов, этот зловред связан с фишинговыми кампаниями киберпреступной группировки APT28 (она же Fancy Bear).

У группы Fancy Bear есть множество альтернативных имён: Sednit, Sofacy, Strontium и PwnStorm. Запад и ряд других стран убеждены в том, что APT28 прямо связана с российскими властями и фактически работает на Кремль.

Вредонос SkinnyBoy преступники якобы использовали в ходе кибератак на военные и государственные структуры в этом году. Судя по всему, зловред выступает в промежуточной стадии атак для сбора информации о жертве.

Собрав все необходимые данные, SkinnyBoy подключается к командному серверу (C2) и загружает с него следующий пейлоад. По словам специалистов компании Cluster25, участники Fancy Bear инициировали кампанию с участием SkinnyBoy в начале марта. Под прицел попали министерства иностранных дел, дипломаты, оборонка и военный сектор.

Большинство жертв оказались из Евросоюза, однако в Cluster25 отметили, что организации США также могли стать объектами в операциях российской киберпреступной группировки.

SkinnyBoy доставляется целям с помощью документа Microsoft Word, снабжённого вредоносным макросом. Этот макрос извлекал DLL-файл, выступающий в роли загрузчика вредоносной программы.

В качестве приманки использовалась тема научной конференции, которая должна состояться в июле в Испании. Открыв «приглашение», получатель извлекал дроппер в виде файла tpd1.exe. Далее включалась цепочка заражения, состоящая из нескольких этапов.

Для закрепления в системе вредоносная программа использует LNK-файл, который помещается в папку Windows Startup. Сбор данных жертвы происходит при помощи инструментов systeminfo.exe и tasklist.Exe, которые изначально присутствуют в Windows.

Треть звонков от организаций не маркируется

Около трети звонков от организаций по-прежнему не маркируются, несмотря на то что соответствующее требование действует с 1 сентября 2025 года. Эксперты связывают это с игнорированием нормы со стороны небольших операторов связи, нерешёнными вопросами оплаты и фактическим отсутствием ответственности за её несоблюдение.

Как пишут «Известия», до трети звонков от компаний остаются анонимными.

По данным источников издания, такие вызовы чаще всего проходят через фиксированные сети небольших операторов, которых в России насчитывается около тысячи. В целом же, отмечают собеседники «Известий», в маркировке звонков не заинтересованы ни сами операторы, ни их корпоративные клиенты. Особенно это касается банков и микрофинансовых организаций.

Как сообщил РБК со ссылкой на источники, с 27 января вся «большая четвёрка» мобильных операторов перестала маркировать звонки от крупнейших банков, включая Сбербанк, ВТБ и Альфа-банк. Причиной, по данным источников на финансовом рынке, стало отсутствие договоров между банками и операторами связи.

«По нашим данным, примерно одна треть от общего количества звонков, поступающих нашим клиентам ежемесячно, не маркируется, — сообщили “Известиям” в “Вымпелкоме” (Билайн). — При этом доля таких вызовов может меняться от месяца к месяцу. Как правило, речь идёт о звонках от компаний финансового сектора и небольших операторов связи».

Официальный представитель Т2 Дарья Колесникова оценила долю немаркированных звонков в 35–40%. По её словам, корпоративные заказчики, особенно из финансового сектора, сферы недвижимости и числа небольших операторов, зачастую не заинтересованы в подключении услуги из-за нежелания оплачивать маркировку.

Источники «Известий» также указывают, что такую позицию усиливает отсутствие прямой ответственности за саботаж маркировки. На эту проблему обращали внимание ещё в феврале 2020 года, когда инициатива только обсуждалась. Тогда Минцифры обещало проработать механизм ответственности, однако соответствующие изменения так и не были реализованы.

Партнёр ComNews Research Леонид Коник напомнил, что в правительственном постановлении, регулирующем маркировку звонков от организаций, прямо не прописан характер договоров между операторами и коммерческими заказчиками — в том числе, должны ли они быть возмездными. По его оценке, сама операция обходится оператору в среднем в 30 копеек за звонок, вне зависимости от того, состоялось соединение или нет. Малые операторы и бизнес-клиенты компенсировать эти расходы, как правило, не готовы.

«Многие компании и индивидуальные предприниматели не заключили со своими операторами договоры на маркировку. Причём зачастую речь идёт вовсе не о мелком бизнесе», — констатирует Леонид Коник.

«Поскольку наибольшую долю среди немаркированных звонков составляют кредитно-финансовые организации, мы ожидаем от Банка России указаний о необходимости обязательной идентификации таких вызовов, — заявила Дарья Колесникова. — Это критически важно, поскольку маркировка не только снижает раздражение абонентов от нежелательных звонков, но и помогает бороться с телефонным мошенничеством».

«В Кодексе об административных правонарушениях необходимо закрепить конкретные меры ответственности за звонки без маркировки. Кроме того, должны быть разработаны документы, чётко регламентирующие оплату этой услуги», — считает генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков.

По мнению Дениса Кускова, маркировка звонков — полезный инструмент, который помогает абонентам понять, можно ли доверять вызывающему номеру. При этом он признаёт, что стоимость услуги остаётся ощутимой нагрузкой для бизнес-заказчиков и небольших операторов связи.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru