Шифровальщик Cring проникает в сети через уязвимость в Fortigate VPN

Шифровальщик Cring проникает в сети через уязвимость в Fortigate VPN

Шифровальщик Cring проникает в сети через уязвимость в Fortigate VPN

Команда Kaspersky ICS CERT опубликовала результаты расследования инцидента с участием вымогательской программы Cring. Как оказалось, для проникновения в сеть авторы атаки использовали известную уязвимость в VPN-серверах FortiGate.

Шифровальщик Cring появился на интернет-арене в конце 2020 года. В новом году злоумышленники провели серию атак с его использованием, от которых в числе прочих пострадали европейские промышленные предприятия.

Уязвимость CVE-2018-13379 в продуктах линейки FortiGate производства Fortinet открывает возможность для выхода за пределы каталога ресурса. Эксплойт позволяет удаленно и без авторизации получить аутентификационные данные для доступа по VPN — они содержатся в открытом виде в файле сеанса sslvpn_websession.

Патч для CVE-2018-13379 вышел в мае 2019 года, и с тех пор Fortinet неоднократно призывала пользователей его установить, предупреждая о возможности атак, в том числе со стороны APT-групп.

Разбор нападения Cring, проведенный специалистами «Лаборатории Касперского», показал, что злоумышленники вначале проверили VPN-шлюз на уязвимость, а затем уже проникли в сеть посредством эксплойта. С этой целью они могли провести сканирование блока IP-адресов либо просто купить готовый список уязвимых устройств FortiGate в даркнете.

Оказавшись в целевой сети, авторы атаки пустили в ход утилиту Mimikatz и с ее помощью заполучили логин и пароль администратора домена. Доступ к привилегированному аккаунту позволил им запустить на избранных машинах вредоносный PowerShell-скрипт для установки бэкдора Cobalt Strike Beacon. Его командный сервер был поднят в сетях американского хостинг-провайдера ColoCrossing.

Получив контроль над зараженной системой, злоумышленники загружали в нее cmd-скрипт, который запускал PowerShell с именем «kaspersky» и инициировал, таким образом, загрузку Cring. Активация зловреда производилась вручную.

Прежде чем приступить к шифрованию, Cring останавливает службы программ Veritas NetBackup и Microsoft SQL Server, а также службу SstpSvc, используемую для создания VPN подключений. Он также завершает процессы приложений Microsoft Office (mspub.exe) и Oracle Database (mydesktopqos.exe и mydesktopservice.exe), чтобы беспрепятственно шифровать соответствующие файлы данных.

Для удаления резервных копий, из которых можно было бы восстановить зашифрованную информацию, на диске создается cmd-скрипт kill.bat, который после исполнения удаляет сам себя.

Шифрование выполняется с использованием алгоритма AES; ключ при этом шифруется вшитым в код открытым ключом RSA длиной 8192-бит. Список файлов, подлежащих преобразованию, включает документы Microsoft Office, архивные файлы, файлы баз данных dBASE, резервные копии, созданные утилитой Microsoft Windows Backup, веб-страницы ASP.NET, PHP и Java, а также виртуальные диски. После выполнения основной задачи Cring создает RTF-файл с требованием выкупа — за возврат данных злоумышленники просят 2 биткоина, указывая два email-адреса для связи.

 

Аналитики не преминули отметить высокий уровень подготовки целевой атаки. В ходе разведки злоумышленники хорошо изучили целевую инфраструктуру, что обеспечило правильный выбор инструментов и тактики. Об этом говорит, например, способ маскировки вымогательской программы — ее выдали за защитное решение, используемое на предприятии (Kaspersky). В пользу такого вывода свидетельствует также выбор серверов для шифрования: потеря доступа к ним может вызвать сбой технологического процесса предприятия.

Успеху атаки в данном случае, по мнению экспертов, способствовали следующие обстоятельства:

  • использование устаревшей и уязвимой версии прошивки VPN сервера Fortigate (6.0.2);
  • отсутствие своевременного обновления антивирусных баз используемого защитного решения, в котором к тому же на момент атаки были отключены некоторые компоненты;
  • слабые настройки прав доступа в доменных политиках и доступа по RDP.

Представители Fortinet уже отреагировали на новость официальным заявлением:

«Безопасность клиентов – наш главный приоритет. Например, CVE-2018-13379 – это старая уязвимость, устранённая еще в мае 2019 года. Компания Fortinet немедленно выпустила рекомендации PSIRT и неоднократно коммуницировала с клиентами через статьи в корпоративном блоге, настоятельно рекомендуя устанавливать обновления, – в августе 2019 года, июле 2020 года, а также в апреле 2021 года».

«После решения проблемы мы постоянно общались с клиентами, в том числе и совсем недавно – в апреле 2021 года. Чтобы получить дополнительную информацию, посетите наш блог и незамедлительно обратитесь к рекомендациям от мая 2019 года. Мы настоятельно рекомендуем клиентам немедленно установить обновления и внедрить меры по снижению рисков, если это еще не было сделано».

Фишинг стал доминирующим методом проникновения при кибератаках

Согласно исследованию ландшафта угроз Threat Zone 2026, подготовленному BI.ZONE Threat Intelligence на основе анализа активности ста кластеров, атаковавших компании из России и других стран СНГ в 2025 году, фишинг стал основным способом первоначального проникновения в корпоративную инфраструктуру. На него пришлось 64% всех зафиксированных эпизодов.

Как отметил руководитель BI.ZONE Threat Intelligence Олег Скулкин, представляя результаты исследования, остальные методы используются значительно реже.

Так, применение средств удаленного доступа составило около 18%, а еще 9% атак пришлись на компрометацию подрядчиков — как правило, небольших и слабо защищенных компаний.

Лишь в 7% случаев злоумышленники проникали в инфраструктуру за счет эксплуатации уязвимостей. По словам Олега Скулкина, столь низкая доля объясняется тем, что организации все активнее устраняют известные проблемы безопасности. При этом он отметил рост интереса атакующих к уязвимостям нулевого дня.

Отдельной тенденцией 2025 года стало более активное использование техники ClickFix, при которой необходимые злоумышленникам действия выполняет сам сотрудник компании — обычно под давлением или с применением манипулятивных приемов. Если раньше такие подходы применялись в основном против зарубежных организаций, то в прошлом году они стали активно использоваться и в России, причем с опорой на отечественные сервисы.

В целом злоумышленники все чаще делают ставку на легитимные инструменты и «законные» способы получения доступа — например, с использованием украденных или утекших учетных данных сотрудников. Среди фреймворков эксплуатации и постэксплуатации атакующие все чаще выбирают малоизвестные и редко используемые решения, чтобы усложнить обнаружение. Вредоносное ПО при этом применяется в основном против организаций с низким уровнем защищенности.

По оценке Олега Скулкина, искусственный интеллект используется примерно в 1% атак. Он помогает экономить время — ИИ применяют для генерации фишинговых документов, обфускации и оптимизации кода. Однако полноценные зловреды, написанные ИИ, пока остаются редкостью из-за невысокого качества результатов работы больших языковых моделей.

Основным мотивом атак по-прежнему остается финансовый — на него пришлось 47% инцидентов. Это на 20 процентных пунктов меньше, чем в 2024 году. Одновременно выросла доля атак с целью шпионажа — с 21% до 37%, а также хактивизма — с 12% до 16%. При этом, как отметил Олег Скулкин, одни и те же кластеры нередко совмещают атаки разной направленности.

Самой атакуемой отраслью в 2025 году стало государственное управление — на него пришлось 14% всех атак. На втором месте оказался финансовый сектор с долей 11%. Третье и четвертое места разделили транспорт и логистика, а также розничная торговля — по 10% каждая.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru