Популярный сталкерский софт (stalkerware) играет на страхах родителей

Популярный сталкерский софт (stalkerware) играет на страхах родителей

Популярный сталкерский софт (stalkerware) играет на страхах родителей

Специалисты антивирусной компании Avast проанализировали девять наиболее популярных сталкерских приложений (stalkerware), используемых для слежки за владельцами мобильных устройств. Совсем недавно Avast присоединилась к коалиции против сталкерского софта, так что компания всерьёз взялась за этот класс программ.

Как показала практика, чаще всего stalkerware используют домашние тираны, ревнивые супруги и похожие типы людей для слежки за объектом своей «любви». Также среди использующих сталкерский софт можно встретить руководителей различных компаний, которые стараются наблюдать за своими сотрудниками.

В любом случае такие программы нарушают право человека на конфиденциальность переписок и общения в Сети. Ещё хуже, что с помощью stalkerware можно отслеживать местоположение пользователя, прослушивать его телефонные звонки и даже перехватывать СМС-сообщения.

Тем не менее есть у этих программ нечто их объединяющее: авторы привыкли прикрываться благими намерениями, чтобы не попасть под тотальное удаление со всех площадок. Как выяснили антивирусные специалисты из Avast, разработчики девяти проанализированных приложений пытаются играть на чувствах родителей, которым нужно контролировать детей.

Другими словами, авторы stalkerware делают ставку на страхи родителей, которые чаще всего обеспокоены тем, что их дети делают в интернете. «Незаметно отслеживайте действия детей в Сети. Это необходимо для их же блага», — примерно такой посыл транслируют девелоперы сталкерских приложений.

Джайя Балу, директор по информационной безопасности Avast, напоминает родителям, что безопасность их детей начинается с доверия. Следовательно, использовать шпионские программы в этом случае неэтично, это не выход.

В этом месяце чешский гигант Avast объявил о борьбе со сталкерскими программами, вступив в соответствующую коалицию.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru