Критическая уязвимость в Windows VBScript используется в реальных атаках

Критическая уязвимость в Windows VBScript используется в реальных атаках

Критическая уязвимость в Windows VBScript используется в реальных атаках

Выпущенные во вторник Microsoft обновления устраняют критический недостаток в движке Windows VBScript. Этот баг злоумышленники могут использовать для компрометации систем Windows через Internet Explorer.

Патч был выпущен Microsoft после сообщений исследователей Qihoo 360,которые в апреле обнаружили 0-day уязвимость в Internet Explorer, которую киберпреступники использовали для заражения компьютеров на базе Windows в глобальных масштабах.

Этот вид атаки получил имя «Double Kill», она использует документы Office, которые открывают вредоносную веб-страницу в фоновом режиме.

Описанная в отчете Qihoo 360 брешь известна под идентификатором CVE-2018-8174, Microsoft уточнила, что уязвимость содержится в Windows VBScript. Также корпорация подтвердила, что этот недостаток используется в реальных атаках (in the wild).

«Злоумышленник может разместить в Сети специально созданный веб-сайт, предназначенный для эксплуатации этой уязвимости. Заманив пользователя на такой сайт, киберпреступник успешно использует этот баг», — объясняет Microsoft.

«Атакующий также может встроить элемент ActiveX в документ Microsoft Office, так как там используется движок рендеринга IE».

Реальные атаки начинались с вредоносного документа Word, который при открытии загружал размещенный на веб-странице эксплойт, написанный на VBScript. Специалисты прогнозируют увеличение числа атак с использованием этой бреши, скорее всего, она будет включена в соответствующие наборы эксплойтов.

Следует обратить внимание, что в зоне риска даже пользователи таких браузеров, как Chrome или Firefox, установленных в качестве обозревателя по умолчанию, так как вредоносные документы все равно используют движок IE.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru