Group-IB: разрушение инфраструктуры, основная угроза финансовому сектору

Group-IB: разрушение инфраструктуры, основная угроза финансовому сектору

Group-IB: разрушение инфраструктуры, основная угроза финансовому сектору

По данным отчета Hi-Tech Crime Trends 2017, представленного компаний Group-IB на ежегодной конференции CyberCrimeCon, за год в результате хищений в интернет-банкинге у юридических лиц с использованием вредоносных программ было украдено почти $10,4 млн, а в ходе целевых атак на банки — более $27 млн.

Несмотря на снижение обоих показателей на 35% по сравнению с прошлым годом, целевые атаки на финансовые организации продолжат приносить киберпреступникам наибольший доход. Однако, по мнению экспертов, уже в ближайшее время широкое распространение в финансовом секторе получит новая угроза — выведение из строя инфраструктуры. Причем использовать ее будут как финансово мотивированные киберпреступники, так и хакеры, спонсируемые государством.

В начале 2017 года эксперты Group-IB зафиксировали первые случаи использования шифровальщиков для сокрытия следов ограбления банка. В ходе атаки на один из банков группировка Cobalt получила контроль над всей его информационной сетью. После совершения хищения хакеры запустили модифицированную версию шифровальщика Petya — PetrWrap — на всех компьютерах в сети, чтобы скрыть следы преступления. Впоследствии часть данных удалось восстановить, однако большая часть компьютеров в сети банка вышли из строя, что сильно усложнило расследование инцидента.

«После проведения успешных атак на банки атакующие всегда стремились уничтожить следы своего присутствия, чтобы усложнить проведение расследования и как можно дольше оставаться незамеченными для исследователей. Для уничтожения следов они использовали такие инструменты, как SDelete, MBRKiller, самописные утилиты для уничтожения данных. Было очевидно, что использование шифровальщиков для сокрытия следов атаки — лишь вопрос времени, — уверен Дмитрий Волков, руководитель отдела расследований и сервиса киберразведки Threat Intelligence, сооснователь Group-IB. — Более интересен тот факт, что проправительственные хакеры очень оперативно уловили этот тренд и последовали примеру киберпреступников». 

В марте 2017 года группировка Black Energy, которая ранее была известна своими атаками на энергетические компании, не просто сменила профиль, атаковав ряд украинских банков, но и использовала для этого собственного шифровальщика.

Напомним, что в основе, пожалуй, самой резонансной хакерской атаки этого года также лежал шифровальщик WannaCry, поразивший IT-инфраструктуру ряда крупных организаций, в том числе банков. По мнению экспертов, за ней стоит Lazarus — группа государственных хакеров из Северной Кореи. Очевидно, что целью атаки было не получение финансовой выгоды, а оказание влияния на конкретные объекты, чью работоспособность было необходимо нарушить.

В случае с NotPetya атака, за которой, предположительно, стоит та же Black Energy, была более целенаправленной, хотя целью обеих атак можно считать выведение из строя инфраструктуры: в июне 2017 года хакерам удалось временно остановить производство на ряде предприятий, а также нарушить процессы в компаниях нефтегазового и финансового секторов.

«Ущерб от простоя в банковской сфере может быть гораздо более ощутимым, чем от хищения. Получение контроля над IT-инфраструктурой крупных системообразующих банков или выведение ее из строя дает возможность оказывать влияние на национальную экономику, курс валюты и приводит к другим масштабным последствиям, в которых не всегда заинтересованы финансово мотивированных хакеры. Таким образом, использование шифровальщиков в финансовой сфере — это, скорее, инструмент влияния, нежели финансовой выгоды. И практика последних атак только подтверждает этот тезис, — продолжает Волков. — Однако вне зависимости от принадлежности хакеров и их целей жертвой атаки в первую очередь становятся конкретная финансовая организация и ее клиенты». 

Конституционный суд упростил иски для жертв телефонного мошенничества

Конституционный суд подтвердил право жертв телефонного мошенничества обращаться в суд по месту своего жительства, а не по месту проживания ответчика. Ранее, исходя из положений статей 28 и 29 Гражданского процессуального кодекса РФ, суды нередко требовали подавать иски о возмещении ущерба именно по месту жительства ответчика.

С жалобой в высшую судебную инстанцию обратилась жительница Ставропольского края, сообщает «Российская газета».

Женщина стала жертвой злоумышленников, которые получили доступ к её онлайн-банку и похитили значительную сумму денег. По данному факту было возбуждено уголовное дело, однако его приостановили из-за неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

В ходе расследования при этом удалось установить номер банковской карты дропа. Потерпевшая подала иск к владельцу карты о взыскании неосновательного обогащения, однако суды отклонили обращения «за нарушение принципа подсудности», поскольку ответчик проживал в Московской области. Поездка в другой регион, как указала заявительница, была для неё связана с «болезненными и практически непреодолимыми трудностями».

Судьи Конституционного суда напомнили, что право на судебную защиту предполагает эффективное восстановление нарушенных прав и свобод посредством правосудия.

«Актуальная социально-криминологическая обстановка и меняющийся характер и динамика преступности дают дополнительные основания для совершенствования гарантий доступности правосудия для потерпевших от преступлений, — приводит издание выдержку из решения Конституционного суда. — При этом учёту подлежат особенности правовой природы отношений собственности как объекта посягательства и такого их предмета, в качестве которого выступают деньги, способные поступать в результате хищения в распоряжение лиц, находящихся в самых разных, в том числе весьма удалённых от места жительства потерпевшего, местах».

В итоге Конституционный суд признал необходимость отступления от принципа территориальной подсудности при подаче исков жертвами мошенников. В суде указали, что следование прежнему подходу смещает баланс в пользу потенциального ответчика, и такой дисбаланс должен быть устранён, в том числе на законодательном уровне.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru