Group-IB: разрушение инфраструктуры, основная угроза финансовому сектору

Group-IB: разрушение инфраструктуры, основная угроза финансовому сектору

Group-IB: разрушение инфраструктуры, основная угроза финансовому сектору

По данным отчета Hi-Tech Crime Trends 2017, представленного компаний Group-IB на ежегодной конференции CyberCrimeCon, за год в результате хищений в интернет-банкинге у юридических лиц с использованием вредоносных программ было украдено почти $10,4 млн, а в ходе целевых атак на банки — более $27 млн.

Несмотря на снижение обоих показателей на 35% по сравнению с прошлым годом, целевые атаки на финансовые организации продолжат приносить киберпреступникам наибольший доход. Однако, по мнению экспертов, уже в ближайшее время широкое распространение в финансовом секторе получит новая угроза — выведение из строя инфраструктуры. Причем использовать ее будут как финансово мотивированные киберпреступники, так и хакеры, спонсируемые государством.

В начале 2017 года эксперты Group-IB зафиксировали первые случаи использования шифровальщиков для сокрытия следов ограбления банка. В ходе атаки на один из банков группировка Cobalt получила контроль над всей его информационной сетью. После совершения хищения хакеры запустили модифицированную версию шифровальщика Petya — PetrWrap — на всех компьютерах в сети, чтобы скрыть следы преступления. Впоследствии часть данных удалось восстановить, однако большая часть компьютеров в сети банка вышли из строя, что сильно усложнило расследование инцидента.

«После проведения успешных атак на банки атакующие всегда стремились уничтожить следы своего присутствия, чтобы усложнить проведение расследования и как можно дольше оставаться незамеченными для исследователей. Для уничтожения следов они использовали такие инструменты, как SDelete, MBRKiller, самописные утилиты для уничтожения данных. Было очевидно, что использование шифровальщиков для сокрытия следов атаки — лишь вопрос времени, — уверен Дмитрий Волков, руководитель отдела расследований и сервиса киберразведки Threat Intelligence, сооснователь Group-IB. — Более интересен тот факт, что проправительственные хакеры очень оперативно уловили этот тренд и последовали примеру киберпреступников». 

В марте 2017 года группировка Black Energy, которая ранее была известна своими атаками на энергетические компании, не просто сменила профиль, атаковав ряд украинских банков, но и использовала для этого собственного шифровальщика.

Напомним, что в основе, пожалуй, самой резонансной хакерской атаки этого года также лежал шифровальщик WannaCry, поразивший IT-инфраструктуру ряда крупных организаций, в том числе банков. По мнению экспертов, за ней стоит Lazarus — группа государственных хакеров из Северной Кореи. Очевидно, что целью атаки было не получение финансовой выгоды, а оказание влияния на конкретные объекты, чью работоспособность было необходимо нарушить.

В случае с NotPetya атака, за которой, предположительно, стоит та же Black Energy, была более целенаправленной, хотя целью обеих атак можно считать выведение из строя инфраструктуры: в июне 2017 года хакерам удалось временно остановить производство на ряде предприятий, а также нарушить процессы в компаниях нефтегазового и финансового секторов.

«Ущерб от простоя в банковской сфере может быть гораздо более ощутимым, чем от хищения. Получение контроля над IT-инфраструктурой крупных системообразующих банков или выведение ее из строя дает возможность оказывать влияние на национальную экономику, курс валюты и приводит к другим масштабным последствиям, в которых не всегда заинтересованы финансово мотивированных хакеры. Таким образом, использование шифровальщиков в финансовой сфере — это, скорее, инструмент влияния, нежели финансовой выгоды. И практика последних атак только подтверждает этот тезис, — продолжает Волков. — Однако вне зависимости от принадлежности хакеров и их целей жертвой атаки в первую очередь становятся конкретная финансовая организация и ее клиенты». 

Права и СТС в MAX: МВД предлагает узаконить цифровые документы

В России могут сделать ещё один шаг к «безбумажному» вождению. МВД РФ предлагает официально приравнять показ водительских прав и регистрационных документов на автомобиль в мессенджере MAX к предъявлению их бумажных оригиналов.

Соответствующий проект постановления правительства уже подготовлен.

Речь идёт о поправках в правила дорожного движения. МВД предлагает дополнить пункт 2.1.1 ПДД новой сноской, согласно которой электронное предъявление сведений о документах через многофункциональный сервис обмена данными будет считаться равнозначным бумажному варианту. Проверка планируется через двухмерный штриховой код с привязкой к порталу «Госуслуги».

Какие именно документы хотят перевести в «цифру»? В первую очередь — водительское удостоверение нужной категории или подкатегории. Также речь идёт о свидетельстве о регистрации транспортного средства (СТС). Исключение сделано только для мопедов. Если автомобиль используется с прицепом, потребуется и электронная версия документов на прицеп — за тем же исключением для мопедной техники.

В пояснительной записке МВД подчёркивает, что изменения направлены на упрощение подтверждения права управления транспортным средством и логично продолжают курс на цифровизацию в сфере безопасности дорожного движения. При этом никаких дополнительных расходов из федерального бюджета проект не требует, а действующую нормативную базу пересматривать или отменять не придётся.

На данный момент, по состоянию на январь 2026 года, в приложении «Госуслуги. Авто» уже можно показать инспектору цифровые копии водительского удостоверения и СТС — но бумажные документы всё ещё нужно возить с собой. Новый проект как раз и призван устранить это противоречие.

Ранее мы писали, что в Госдуме РФ завершено рассмотрение законопроекта о поправках, закрепляющих возможность подтверждения возраста с помощью MAX. Предложенные изменения приняты во втором и третьем чтении и ждут одобрения Совфеда.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru