Вымогатель Erebus использует недавно обнаруженную технику обхода UAC

Вымогатель Erebus использует недавно обнаруженную технику обхода UAC

Вымогатель Erebus использует недавно обнаруженную технику обхода UAC

Новый вид вымогателей использует метод обхода контроля учетных записей (UAC) для того, чтобы повысить свои привилегии в системе без отображения окна UAC.

Erebus, новый вид вымогателей, имеет то же название, что и обнаруженный в конце сентября 2016 вредонос. Однако по словам исследователя BleepingComputer, Лоуренса Абрамса, характеристики этих двух вредоносных приложений позволяют предположить, что недавно обнаруженный вариант либо совсем другое вредоносное ПО, либо полностью переписанный старый вариант.

На данный момент нет информации о способе распространения этого вымогателя. Однако экспертам известно, что он эффективно использует технику обхода UAC, которая была подробно описана в августе прошлого года. Она заключается в использовании средства просмотра событий (Event Viewer tool).

Новый вариант Erebus после попадания в систему копирует себя в ту же папку, где находится Event Viewer, после чего он редактирует реестр Windows. Целью редактирования реестра является изменение ассоциация для файлов .msc, чтобы запустить файл Erebus со случайным именем.

Следующим этапом вымогатель запускает на выполнение eventvwr.exe (Event Viewer), который запустит файл eventvwr.msc, а eventvwr.msc в свою очередь попытается запустить mmc.exe. Но поскольку .msc-файлы больше не связаны с mmc.exe, вместо него запустится исполняемый файл Erebus. Более того, тот факт, что Event Viewer работает с повышенными привилегиями, позволяет ему обойти UAC.

При запуске, вредоносная программа подключается к двум различным доменам, чтобы определить IP-адрес жертвы и страну, в которой жертва находится. Далее вредоносная программа загружает клиент TOR и использует его для подключения к командному центру (C&C).

Затем вымогатель сканирует зараженный компьютер в поиске определенных типов файлов и шифрует их с помощью алгоритма AES. На данный момент вредонос нацелен на 60 типов файлов, в числе которых изображения и документы. Исследователь говорит, что Erebus шифрует расширения файлов с помощью ROT-23.

Во время процесса шифрования зловред очищает теневые копии Windows, чтобы пользователь не восстановил свои файлы при помощи этой функции. После того, как процесс шифрования завершен, вымогатель создает на рабочем столе записку с требованиями под именем README.HTML и отображает ее.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru