ЛК поможет организациям обучить сотрудников кибербезопасности

ЛК поможет организациям обучить сотрудников кибербезопасности

«Лаборатория Касперского» запускает программу повышения осведомленности сотрудников компаний о киберугрозах Kaspersky Cybersecurity Awareness, которая включает в себя ряд интерактивных тренингов, направленных на формирование корпоративной культуры информационной безопасности.

Обучение навыкам распознавания интернет-угроз проводится в формате компьютерных деловых игр и предполагает моделирование реальных ситуаций, с которыми могут столкнуться пользователи в своей ежедневной работе. Программа предусматривает различные подходы в зависимости от категории сотрудников и охватывает всю организационную структуру компании – от линейных специалистов до руководителей верхнего звена. Кроме того, эта инициатива позволит сотрудникам, отвечающим за информационную безопасность компании, оценить навыки персонала в области защиты от киберугроз и при необходимости скорректировать работу департамента. 

Человеческий фактор и отсутствие знаний, необходимых для распознавания компьютерных угроз, являются одной из основных причин киберинцидентов и связанных с ними утечек конфиденциальной информации в любой компании. Как показало исследование*, проведенное «Лабораторией Касперского», более трети (37%) компьютерных инцидентов в российских организациях были обусловлены случайными утечками данных, произошедшими из-за невнимательности сотрудников. И хотя гораздо чаще – приблизительно в половине случаев – компании становились жертвами злоумышленников из-за незакрытых уязвимостей в программном обеспечении, тем не менее именно человеческий фактор нанес им наибольший урон с точки зрения потери ценной информации.

Минимизировать подобный риск можно только с помощью обучения сотрудников, информируя их об актуальных угрозах и повышая тем самым уровень их компетентности в сфере кибербезопасности. На решение именно этих задач и направлена программа Kaspersky Cybersecurity Awareness, включающая в себя три специально разработанных продукта.    

Первый из них – деловая игра Kaspersky Interactive Protection Simulation, ориентированная на руководителей верхнего уровня и прежде всего тех из них, которые возглавляют бизнес-подразделения. В формате пошаговой ролевой игры-стратегии участники тренинга учатся эффективно управлять бизнесом компании в условиях растущего числа киберугроз. В их задачи, в частности, входит принятие решений о том, какими средствами обеспечить безопасность организации, какой бюджет на это выделить, как нейтрализовать угрозы и обеспечить непрерывность бизнес-процессов. В зависимости от сферы деятельности компании возможны четыре варианта сценария: финансовый или промышленный сектор, электронные госуслуги и корпорация. 

Следующий продукт – игровые тренинги CyberSafety Management Games, предназначенные для повышения осведомленности о киберугрозах линейных руководителей. Основная цель занятий – познакомить менеджеров среднего звена с актуальными угрозами, научить их распознавать небезопасное поведение пользователей, дать им возможность проанализировать типовые рабочие сценарии с точки зрения информационной безопасности и предоставить практические рекомендации для противодействия киберугрозам. 

Третий ключевой блок программы – платформа обучения навыкам кибербезопасности всех сотрудников компании в формате интерактивных онлайн-тренингов. Подход, реализуемый в рамках этой платформы, позволяет организовать эффективный, непрерывный и измеряемый процесс обучения персонала с учетом уже имеющихся у сотрудников навыков и текущей ситуации в области киберугроз. 

«Понимание сотрудниками рисков информационной безопасности – одна из важных составляющих корпоративной стратегии в области киберзащиты, именно поэтому обучению персонала нужно уделять повышенное внимание. Вместе с тем, организуемые с этой целью тренинги не должны быть чем-то вроде обязательного стандартного инструктажа, который все проходят без малейшей заинтересованности и стремления применить полученные знания в работе, – рассказывает Вячеслав Борилин, руководитель программы Kaspersky Cybersecurity Awareness «Лаборатории Касперского». – Наш подход к обучению отличается от стандартных практик. Разумеется, мы стремимся донести до сотрудников максимум знаний о киберугрозах, которыми обладаем сами, однако при этом мы принимаем во внимание психологический фактор и используем наиболее привлекательные и интересные для человека форматы коллективных тренингов. Мы также понимаем, что сотрудники, в зависимости от своей должности, сферы деятельности и полномочий, имеют разные потребности и разные ожидания от обучения навыкам кибербезопасности в зависимости от должности, сферы деятельности и полномочий. Именно поэтому в нашей программе предусмотрены различные уровни и форматы организации тренингов».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Дипфейки и боты атакуют российскую логистику

Мошенники всё активнее применяют технологии искусственного интеллекта для подделки транспортных документов, контактных и платёжных данных. В ход идут как простые боты, так и более сложные решения, включая дипфейки. В результате перевозчики и водители остаются без оплаты за доставку.

Чаще всего ИИ используется для подделки документов. В комментарии для «Известий» основатель отраслевого портала Main Transport Роман Судоргин отметил широкое распространение фальшивых СМС-чеков об оплате транспортных услуг, сгенерированных ИИ.

Источник издания в транспортной отрасли сообщил, что за последнее время мошенники существенно улучшили внешний вид фишинговых сайтов. Если раньше их можно было распознать по ошибкам и неуместным логотипам, то теперь благодаря ИИ они стали практически неотличимы от настоящих.

ИИ также повышает эффективность атак, связанных с так называемым товарным рейдерством. Мошенники подменяют контактные и платёжные данные на биржах грузоперевозок, создают фиктивных перевозчиков, используя реальные сведения компаний-жертв, включая документы и фотографии.

«Злоумышленники создавали аккаунты в мессенджерах, визуально полностью копирующие профиль компании, — рассказал владелец сети дилерских центров «Альянс Тракс» Алексей Иванов. — От её имени они выходили на связь с сотрудниками, задавая на первый взгляд безобидные, но на деле провокационные вопросы: о прошлом месте работы, конфликтах с руководством, сменах позиций. Цель — собрать информацию для возможного давления, дискредитации или создания «легенды» для более сложных атак».

По словам руководителя продукта Solar Dozor ГК «Солар» Дмитрия Мешавкина, технологии дипфейк также становятся всё более распространёнными. Один из популярных приёмов — так называемый fake boss: мошенники используют поддельные голосовые сообщения от имени руководителей, чтобы, например, заставить сотрудников перевести деньги на счета злоумышленников или перенаправить груз в нужное им место.

Иногда дипфейки используются для сбора информации о маршрутах грузов, представляющих интерес для рейдеров. Также с помощью ИИ создаются фальшивые документы — накладные, сертификаты и другие.

Основатель сервиса мониторинга утечек данных DLBI Ашот Оганесян отметил, что цели атак зависят от масштаба компании. В случае с крупными организациями злоумышленников интересуют данные, которые можно продать. В атаках на водителей и подрядчиков чаще всего речь идёт о прямом товарном захвате.

Как подчеркнул аналитик Координационного центра доменов .RU/.РФ Евгений Панков, одной из причин уязвимости отрасли остаётся низкий уровень цифровой грамотности:

«Логистика — крупный и динамичный сектор экономики, где активно работают малый и средний бизнес, а также частные перевозчики. У многих из них нет собственных систем киберзащиты, и уровень цифровой грамотности низкий — всё это делает их удобной мишенью для мошенников».

Дмитрий Мешавкин в свою очередь отметил, что самым уязвимым элементом в отрасли остаётся персонал. Он рекомендует логистическим компаниям внедрять обязательную двойную верификацию для всех операций, связанных с изменением маршрутов, переводами средств и передачей грузов. Любой «срочный» звонок от руководства, по его словам, должен дополнительно подтверждаться через альтернативный канал связи.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru