Создаст ли американское киберкомандование "защищенную Сеть"?

Генерал Кит Александер, возглавляющий одновременно киберкомандование и агентство по национальной безопасности США, в своем недавнем выступлении перед членами комитета по вооруженным силам Палаты представителей американского Конгресса обозначил новые цели в области защиты федеральных и коммерческих компьютерных сетей. В частности, он предложил создать сеть с ограниченным доступом, чтобы оградить критически важные онлайн-операции и объекты инфраструктуры (ЛВС финансовых организаций, авиационные системы, энергетическую сеть страны) от атак из Интернета. Однако масштабная задача впечатлила далеко не всех экспертов и аналитиков.



New York Times сообщала, что будущая сеть, которую сам генерал Александер назвал "безопасной зоной, защищенной зоной", сможет обеспечить правительственным и коммерческим вычислительным ресурсам уровень защиты, сопоставимый с безопасностью секретных военных и дипломатических каналов связи. Глава киберкомандования не сказал, каким образом новая сеть будет отграничена от Интернета и каким образом будет организовано предоставление доступа к ней, однако заявил, что на высшем уровне уже изучаются вопросы о возможном пересмотре политики безопасности и идет поиск оптимальных подходов к решению поставленной задачи.


В то же время ведущий исследователь аналитической компании Rand Corporation Мартин Либицки указал, что в своем предложении генерал Александер явно поскупился на подробности, ограничившись лишь общими декларациями. "Безопасность стоит денег; каждый пользователь и каждая организация, которые желали бы приобрести систему защиты, в первую очередь должны провести сопоставительный анализ ценности информации и затрат на обеспечение ее безопасности", - сказал он. - "Что касается озвученного предложения, то меня удивляет отсутствие в нем признаков сколь-либо существенного экономического анализа".


По мнению г-на Либицки, обеспечение кибербезопасности неразрывно связано с вопросами технического проектирования и разработки. Когда кто-либо представляет Конгрессу или любой иной аудитории доклад по подобным проблемам, он, в сущности, выносит на обсуждение технические вопросы, которые часто находятся вне компетенции не только слушателей, но порой и самого докладчика. "Интуиция и общая компетенция здесь не помогут, нужно полное понимание проблемы", - пояснил исследователь. - "В итоге либо аудитория ничего не поймет, либо обсуждаемые вопросы подвергнутся чрезмерному упрощению".


Еще одна проблема - секретность. Тот, кто связан с разведкой или обороной (а генерал Александер, безусловно, относится к числу таковых), обязан не раскрывать определенные сведения и в силу этого далеко не всегда может полностью обрисовать положение дел. "Вы думали, что эту проблему трудно понять? Подождите; сейчас я расскажу вам не более чем половину того, что вам следовало бы знать, и все станет еще непонятнее", - охарактеризовал подобную ситуацию г-н Либицки.


Исследователь подчеркнул, что для обеспечения киберзащиты необходимо в первую очередь ответить на два ключевых вопроса: что защищать и кому доверять. "На восстановление компьютерных систем после атак тратятся огромные суммы, и все потому, что при проектировании систем безопасности эти два вопроса не были поставлены", - сказал он.


Новая сеть, объединяющая правительственные и коммерческие ресурсы, для обеспечения надлежащего уровня безопасности потребует создания своеобразной комплексной организации, в работе которой будут участвовать и ФБР, и Министерство национальной безопасности, и Министерство обороны; у всех этих ведомств собственное руководство, и организовать слаженное функционирование такой мультигруппы будет непросто.


Критики выдвинутого генералом Александером предложения полагают, что решить задачу построения столь массивной инфраструктуры обеспечения безопасности будет попросту нереально. Эксперт по защите систем управления в ключевых отраслях экономики Джо Уэйсс сообщил изданию Washington Post, что соединить между собой различные компании и государственные учреждения будет весьма сложно. "Информационные системы - это не единая контролируемая зона, где все объекты расположены на территории предприятия", - отметил он. - "Вам потребуется решать широкий спектр вопросов взаимодействия между компаниями, а если взять для примера систему Smart Grid, то и с каждым ее абонентом в отдельности. Это вовсе не простая задача."


Defense Systems

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Яндекс Дзен, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Не доработали: бизнес просит еще раз поправить закон о персональных данных

ИТ-бизнес попросил Минцифры в очередной раз доработать поправки к закону “О персональных данных”. Речь о сборе обезличенной информации. В новую версию проекта могут вернуть положение о едином согласии.

Отмотать закон назад просит бизнес, пишет сегодня “Ъ”. Об этом говорится в протоколе заседания рабочей группы “Нормативное регулирование” АНО “Цифровая экономика”. В июле решили, что центр компетенций “Сколково” при участии ЦБ и бизнеса подготовит для Минцифры обоснование для этой нормы.

Первая версия законопроекта подразумевала, что гражданин может дать одно согласие сразу на несколько целей обработки его данных, в том числе и обезличивание. После этого бизнес будет свободно их использовать. Минцифры трижды вносило изменения в документ. Третью версию одобрило правительство. По ней бизнес должен передавать уже обезличенные данные государству, которое будет их использовать для развития ИИ и других собственных нужд.

В июле Минцифры разработало новый вариант поправок, по которым бизнес по запросу будет передавать персональные данные своих клиентов государству, которое уже будет их обезличивать и формировать дата-сеты для обучения ИИ. Бесплатный доступ к этим данным Минцифры предлагает предоставить российским разработчикам, а также госорганам “для государственного и муниципального управления”. В этой версии необходимость получения единого согласия гражданина для разных целей обработки исчезла.

По итогам июльского заседания было предложено вернуться к обсуждению ранее согласованных формулировок и совместно с Минцифры доработать их, рассказали в пресс-службе АНО “Цифровая экономика”.

Документ представят на площадке АНО “Цифровая экономика” до начала осенней сессии Госдумы. Два источника, присутствовавших на другом заседании с участием Минцифры, уточнили, что его участники также обсуждали возможность отказа от идеи безвозмездной передачи бизнесом данных государству.

Цели запросов государством коммерческих данных должны быть очень конкретными — основанием для таких запросов могут быть события уровня чрезвычайных ситуаций или, например, пандемии, “во всех остальных случаях государство не может получать данные от бизнеса, так как это ведет к монополизации рынка”, подчеркивает директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова.

В своей первой редакции проект поправок решал давнюю проблему компаний — в одном согласии может быть указана всего одна цель использования: такое ограничение создавало горы бумажной работы для отдела кадров, отметил преподаватель Moscow Digital School Олег Блинов.

“Предлагаемая бизнесом редакция позволяла вписать в согласие не одну, а сразу несколько целей”, — говорит Блинов.

В условиях, когда подписание “согласий” уже стало ритуальным действием, а не осмысленным выбором, полагает эксперт, такой шаг представляется разумным.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Яндекс Дзен, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru