Мы стоим на пороге кибернетических войн

Мы стоим на пороге кибернетических войн

McAfee, опубликовала свой пятый ежегодный «Отчет о виртуальной преступности», согласно которому международная гонка кибервооружений стала реальностью. В ходе подготовки отчета компания обнаружила, что количество политически мотивированных кибератак выросло, а пять стран — США, Россия, Франция, Израиль и Китай — теперь обладают кибероружием.

«Компания McAfee предупреждает об опасностях глобальной гонки кибервооружений уже более двух лет, но теперь наши опасения начинают оправдываться», — заявил президент и генеральный директор McAfee Дейв ДеВолт. «Сейчас несколько стран активно готовятся к кибервойне и проводят кибератаки. В наши дни опасность исходит не от ядерного оружия, а из виртуального мира, и мы должны быть к этому готовы», — сказал он.

В отчете о виртуальной преступности отражены мнения более двадцати ведущих экспертов в области международных отношений, включая советника посла Великобритании в США Джеймса Сандерса, специалистов Управления национально безопасности США, Генеральной прокуратуры Австралии. За составление отчета в McAfee отвечал бывший советник президента США Пол Куртц.

В отчете впервые дано определение кибервойны, названы страны, разрабатывающие стратегии проведения атакующих и оборонительных действий в киберпространстве, рассмотрены примеры политически мотивированных кибератак и показано, что ждет частный сектор в случае кибервойны. Отдельно выделена проблема раскрытия информации о виртуальной преступности. Поскольку данные о борьбе с киберпреступностью, как правило, засекречены, государственный и частный сектор не могут разработать адекватные меры защиты.

Эксперты призывают к разработке четкого определения виртуальной войны. Без открытого обсуждения проблем киберпреступности с участием государственного и частного сектора, а также общественности, в будущем кибератаки против ключевых объектов жизнеобеспечения могут привести к огромным жертвам и разрушениям.

Далее приведены ключевые тезисы отчета:

  • Виртуальная война стала реальностью — Увеличение количества политически мотивированных атак в течение последнего года все больше беспокоит мировую общественность. Только в США, эти атаки были направлены против таких значимых объектов, как Белый Дом, Министерство национальной безопасности, Секретная Служба и Министерство обороны. Во многих странах разрабатываются стратегии ведения виртуальной войны, между ними идет гонка кибервооружений, которые создаются с целью вывода из строя государственных компьютерных сетей и объектов жизнеобеспечения. Такие кибератаки могут привести к существенным разрушениям и гибели многих людей — это не просто война компьютеров, виртуальная борьба может обернуться реальными жертвами.
  • Кибервооружения нацелены на объекты жизнеобеспечения — Страны создают не только средства защиты от виртуальных угроз, но и разрабатывают атакующие вооружения для поражения таких инфраструктурных объектов, как электроэнергетические сети, транспорт, телекоммуникации, финансовые системы и водоснабжение, поскольку небольшими усилиями можно нанести существенный урон противнику. В большинстве развитых стран объекты жизнеобеспечения подсоединены к Интернету и недостаточно защищены, что делает их уязвимыми. Если не обеспечить ключевые инфраструктурные объекты современными системами безопасности, атака на них обернется огромным ущербом и окажется гораздо более разрушительной, чем все предыдущие нападения.
  • Неясно, что значит вести действия в виртуальном пространстве — Поскольку в виртуальной войне может участвовать множество сторон, не определены правила применения силы. Кроме того, идут споры о том, насколько организации ответственны за защиту общественности от кибератак и информирование об их угрозе. Если не выработать четкого определения, практически невозможно определить, на каком этапе виртуальные атаки могут вылиться в политическое противостояние или военные действия.
  • Частный сектор подвержен наибольшему риску — Во многих развитых странах объекты жизнеобеспечения находятся в частной собственности, что делает их особо привлекательными для киберпреступников. Поэтому в вопросе предупреждения кибератак частный сектор во многом зависит от государства. При начале военных действий в виртуальном пространстве, власти разных стран, корпорации и простые граждане могут оказаться под перекрестным огнем. Будучи полностью лишен доступа к государственной системе обеспечения кибербезопасности, частный сектор не сможет самостоятельно защитить себя. Эксперты призывают вывести проблему виртуальных войн из тени и начать ее публичное обсуждение.

В Отчете приводится мнение Вильяма Кроуэла, бывшего заместителя директора Управления национальной безопасности США. «В течение следующих 20-30 лет кибератаки станут неотъемлемой частью военной стратегии. Остается только неясным, будут ли компьютерные сети настолько вездесущими и незащищенными, что военные действия полностью переместятся в виртуальное пространство», — заявил он.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

На Кубани судей заподозрили в использовании ИИ

В Краснодарский краевой суд поступила апелляционная жалоба защиты, основанием для которой стало использование генеративного искусственного интеллекта (ИИ) при составлении судебного решения. Речь идет о приговоре Ейского городского суда в отношении двух сотрудников полиции, признанных виновными в получении взяток от торговца контрафактным алкоголем.

Как сообщает «Коммерсантъ», оба подсудимых получили по семь лет лишения свободы.

Адвокат одного из осужденных, Алексей Аванесян, обратил внимание на ряд фраз в приговоре, которые показались ему нехарактерными для судебных документов. Чтобы проверить свои подозрения, он обратился к лингвисту с просьбой определить, могли ли эти выражения быть результатом работы ИИ.

Эксперт пришёл к выводу о высокой вероятности того, что при составлении приговора действительно использовался генеративный искусственный интеллект. Среди признаков были указаны смешение стилей, несоблюдение жанровых особенностей текста, неуместность ряда слов и выражений, «пустая массивность» и «бессмысленность» некоторых конструкций, а также их «неестественность».

Этот факт стал основанием для обжалования решения в суде более высокой инстанции. В своей жалобе Алексей Аванесян особо подчеркнул, что действующее законодательство не предусматривает использование искусственного интеллекта при подготовке судебных актов.

Однако коллегия по уголовным делам не согласилась с доводами адвоката. В решении указано, что приговор «изложен в ясных и понятных выражениях», а выбранная судом стилистика «не влияет на законность решения и не противоречит нормам УПК».

«В любом случае, независимо от вопросов к стилю, объективная сторона дела остаётся неизменной. Но стороны не лишены права обжаловать приговор в кассации, если считают, что он вынесен с нарушениями», — сообщили в объединённой пресс-службе судов Краснодарского края в ответ на запрос издания.

Сам Алексей Аванесян отметил, что главной целью обжалования стало желание прояснить правовой статус применения ИИ при подготовке судебных документов.

«К сожалению, мы так и не получили прямого ответа на этот вопрос, хотя его сегодня ждут многие, — заявил адвокат. — Я, скорее, даже сторонник того, чтобы приговоры писали нейросети, ведь в этом случае они не смогут игнорировать доказательства, принимать недопустимые материалы, закрывать глаза на противоречия и несостыковки в деле, отмахиваться от показаний свидетелей или заключений экспертов. Искусственный интеллект просто не способен на это. Но если он и используется, то приговор должен быть написан им полностью — от начала и до конца, без возможности человека изымать из текста объективные, но “неудобные” фрагменты».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru