ЛК опубликовала подробности атаки на ядерный проект Ирана

ЛК опубликовала подробности атаки на ядерный проект Ирана

Прошло более четырех лет с момента обнаружения одной из сложнейших и опаснейших вредоносных программ – червя Stuxnet – но в этой истории по-прежнему много загадок. До сих пор неизвестно, кто стоял за разработкой программы, и какую именно цель преследовала вся операция. Однако есть следы, указывающие, откуда была совершена атака.

Эксперты «Лаборатории Касперского» делятся информацией о первых пяти жертвах, через которые Stuxnet попал в мировую сеть.

С самого начала специалисты были уверены в том, что вся операция носила таргетированный характер. Код вредоносной программы был явно написан профессионалами, кроме того, были найдены следы применения чрезвычайно дорогих эксплойтов нулевого дня. Однако до сих пор было неизвестно, какие компании приняли первый удар, и как в итоге вредоносная программа попала в блоки управления газовыми центрифугами, предназначенными для получения обогащенного урана на критически важных объектах.

В ходе нового исследования удалось установить, что первые пять компаний, подвергшихся атаке, работали в сфере разработки промышленных систем или поставки соответствующих комплектующих. Пятая по счету жертва наиболее интересна – помимо продуктов для индустриальной автоматизации она также производит центрифуги для обогащения урана – именно на них, как предполагается, был нацелен Stuxnet.

Очевидно, злоумышленники рассчитывали, что компании будут обмениваться данными со своими клиентами – например, заводами по производству обогащенного урана – тем самым прокладывая путь вредоносным программам к их конечной цели. Как показала история, план сработал.

 

 

«Анализ сферы деятельности организаций, которые первыми стоят в списке жертв, позволяет нам понять, как была спланирована вся операция Stuxnet. Это яркий пример косвенной атаки через цепочки поставщиков, в рамках которой вредоносные программы попадают от предполагаемых бизнес-партнеров жертвы в ее инфраструктуру. Давно известно, что Stuxnet – одна из самых сложных и продуманных кибератак из тех, о которых мы знаем. Выбор первых целей позволяет наглядно понять, насколько тщательно была проведена подготовка к ней», – поясняет Александр Гостев, главный антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского».

Еще одной интересной находкой исследования является опровержение одной из теорий о способе первоначального заражения, использованном злоумышленниками. Поначалу, расследующие инциденты специалисты предположили, что червь попал к жертвам через USB-накопители, подключенные к компьютеру. Однако по меньшей мере в случае первых жертв это не соответствует действительности – анализ следов самой ранней атаки показал, что первый экземпляр Stuxnet был скомпилирован за считанные часы до заражения. За такой короткий промежуток времени крайне маловероятно успеть собрать вредоносную программу, записать ее на USB-носитель и обеспечить доставку на компьютер жертвы. Скорее всего, злоумышленниками был использован иной способ заражения.

Украинку в США обвинили в проведении хактивистских атак в интересах Кремля

В Калифорнии будут рассматривать уголовные дела, ответчиком по которым числится 33-летняя Виктория Дубранова, она же Vika, Tory и SovaSonya. Уроженке Украины инкриминируют участие в DDoS-атаках CyberArmyofRussia_Reborn (CARR) и NoName057(16).

По мнению американских властей, обе названные хактивистские группировки финансируются высшим руководством России и действуют в разных странах по его указке. Дубранова — лишь один из винтиков в этих машинах подрыва критически важной инфраструктуры, запущенных в поддержку геополитических интересов конкретной страны.

Украинка уже переправлена в США, ей предъявлены обвинения в преступном сговоре, умышленном нанесении вреда защищенным компьютерам, мошенничестве с использованием средств доступа и краже личной информации с отягчающими обстоятельствами. Вину свою подозреваемая в обоих случаях отказалась признать.

Процесс по делу о хактивистских атаках NoName должен начаться 3 февраля 2026 года, возможную причастность Дубрановой к деятельности CARR начнут рассматривать в суде 7 апреля.

Госдепартамент США также объявил, что готов заплатить до $2 млн за информацию о других соучастниках разрушительных DDoS-атак CARR и до $10 млн — за сведения о единомышленниках NoName.

В прошлом году отдел по контролю зарубежных активов Минфина США ввел санкции против двух предполагаемых участников CARR — Юлии Панкратовой как главы кибергруппы и Дениса Дегтяренко, якобы наиболее умелого исполнителя хактивистских эскапад.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru