ЛК опубликовала подробности атаки на ядерный проект Ирана

ЛК опубликовала подробности атаки на ядерный проект Ирана

Прошло более четырех лет с момента обнаружения одной из сложнейших и опаснейших вредоносных программ – червя Stuxnet – но в этой истории по-прежнему много загадок. До сих пор неизвестно, кто стоял за разработкой программы, и какую именно цель преследовала вся операция. Однако есть следы, указывающие, откуда была совершена атака.

Эксперты «Лаборатории Касперского» делятся информацией о первых пяти жертвах, через которые Stuxnet попал в мировую сеть.

С самого начала специалисты были уверены в том, что вся операция носила таргетированный характер. Код вредоносной программы был явно написан профессионалами, кроме того, были найдены следы применения чрезвычайно дорогих эксплойтов нулевого дня. Однако до сих пор было неизвестно, какие компании приняли первый удар, и как в итоге вредоносная программа попала в блоки управления газовыми центрифугами, предназначенными для получения обогащенного урана на критически важных объектах.

В ходе нового исследования удалось установить, что первые пять компаний, подвергшихся атаке, работали в сфере разработки промышленных систем или поставки соответствующих комплектующих. Пятая по счету жертва наиболее интересна – помимо продуктов для индустриальной автоматизации она также производит центрифуги для обогащения урана – именно на них, как предполагается, был нацелен Stuxnet.

Очевидно, злоумышленники рассчитывали, что компании будут обмениваться данными со своими клиентами – например, заводами по производству обогащенного урана – тем самым прокладывая путь вредоносным программам к их конечной цели. Как показала история, план сработал.

 

 

«Анализ сферы деятельности организаций, которые первыми стоят в списке жертв, позволяет нам понять, как была спланирована вся операция Stuxnet. Это яркий пример косвенной атаки через цепочки поставщиков, в рамках которой вредоносные программы попадают от предполагаемых бизнес-партнеров жертвы в ее инфраструктуру. Давно известно, что Stuxnet – одна из самых сложных и продуманных кибератак из тех, о которых мы знаем. Выбор первых целей позволяет наглядно понять, насколько тщательно была проведена подготовка к ней», – поясняет Александр Гостев, главный антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского».

Еще одной интересной находкой исследования является опровержение одной из теорий о способе первоначального заражения, использованном злоумышленниками. Поначалу, расследующие инциденты специалисты предположили, что червь попал к жертвам через USB-накопители, подключенные к компьютеру. Однако по меньшей мере в случае первых жертв это не соответствует действительности – анализ следов самой ранней атаки показал, что первый экземпляр Stuxnet был скомпилирован за считанные часы до заражения. За такой короткий промежуток времени крайне маловероятно успеть собрать вредоносную программу, записать ее на USB-носитель и обеспечить доставку на компьютер жертвы. Скорее всего, злоумышленниками был использован иной способ заражения.

Критическая уязвимость в TLP позволяет обойти защиту Linux

В популярной утилите TLP, которую многие владельцы ноутбуков на Linux используют для управления энергопотреблением, обнаружили критическую уязвимость. Причём проблема нашлась во время обычной проверки пакета командой SUSE Security Team и располагается во вполне штатном коде.

Брешь получила идентификатор CVE-2025-67859 и затрагивает версию TLP 1.9.0, где появился новый profiles daemon.

Этот демон работает с root-правами и управляет профилями питания через D-Bus. Задумка хорошая, но реализация подвела: в механизме аутентификации Polkit нашлась логическая ошибка, которая фактически позволяет обойти проверку прав.

Как объясняют исследователи, демон должен был строго проверять, кто именно отправляет команды. Но из-за ошибки любой локальный пользователь мог взаимодействовать с ним без должной аутентификации — а значит, менять системные настройки питания от имени root.

На этом сюрпризы не закончились. В ходе анализа специалисты SUSE нашли ещё несколько проблем, уже связанных с исчерпанием ресурсов. В частности, механизм profile hold, который позволяет временно «зафиксировать» профиль питания, оказался совершенно без валидации. Локальный пользователь мог создавать неограниченное количество таких блокировок, причём без прав администратора.

В итоге это открывает прямую дорогу к DoS-атаке: демон начинает захлёбываться от бесконечных записей в структуре данных, куда попадают числа, строки с причиной и идентификаторы приложений — всё это полностью контролируется клиентом.

Любопытно, что SUSE вспомнила похожую историю с демоном управления питанием в GNOME: аналогичную проблему находили ещё несколько лет назад. Отдельно исследователи отметили вопросы к механизму «куки», которыми отслеживаются profile hold. Формально речь шла о предсказуемости значений, но в сочетании с отсутствием лимитов это лишь расширяло поверхность атаки.

К счастью, реакция была быстрой. SUSE сообщила об уязвимостях разработчикам ещё в декабре, и в версии TLP 1.9.1 проблема уже закрыта. В частности, число одновременных profile hold теперь жёстко ограничено числом 16, что убирает риск истощения ресурсов.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru