EMC выявило противоречивые взгляды на конфиденциальность в Интернете

EMC выявило противоречивые взгляды на конфиденциальность в Интернете

Корпорация EMC опубликовала результаты «Индекса конфиденциальности EMC» — глобального исследования отношения пользователей к конфиденциальности в Интернете, в котором приняли участие 15 тысяч респондентов из 15 стран. Исследование показало, что восприятие конфиденциальности меняется в зависимости от региона и действий, выполняемых пользователями в Интернете. 

Уже много лет мировая общественность ведет напряженные дискуссии о том, насколько частные действия, переписка и поведение людей должны быть прозрачны для правительств и предприятий. По мере развития технологий эта проблема пришла и в виртуальный мир Интернета. Исследование «Индекс конфиденциальности EMC» проводилось с целью выявить отношение пользователей во всем мире к своему праву на конфиденциальность, а также оценить их готовность пожертвовать преимуществами и удобствами современного технологичного мира ради обеспечения конфиденциальности.

Исследование показало, что люди хотят получать предоставляемые технологиями преимущества, не жертвуя при этом конфиденциальностью. Было выявлено три парадокса конфиденциальности, каждый из которых имеет важные последствия для пользователей, предприятий и поставщиков технологий.

  • Парадокс «Мы хотим всё сразу». Пользователи заявляют, что они хотят пользоваться всеми удобствами и преимуществами цифровых технологий, но при этом не готовы жертвовать конфиденциальностью.
  • Парадокс бездействия. Большинство пользователей признает, что не предпринимает никаких особых действий для защиты своей конфиденциальности, перекладывая это бремя на тех, кто занимается обработкой информации (то есть правительственные органы и предприятия).
  • Парадокс социальных сетей. Пользователи социальных сетей утверждают, что ценят конфиденциальность и не считают социальные сети способными защитить их личные данные. При этом пользователи свободно открывают доступ к своим страницам в соцсетях.  

Опрос «Индекс конфиденциальности EMC» также показал, что отношение пользователей к конфиденциальности меняется в зависимости от действий, выполняемых ими в Интернете. Для оценки использовались следующие шесть интернет-ролей:

  • «пользователи соцсетей» — использование социальных сетей, программ электронной почты, сервисов текстовых сообщений и SMS и других услуг коммуникации;
  • «клиенты банков» — взаимодействие с банками и другими финансовыми учреждениями;
  • «пользователи госуслуг» — взаимодействие с государственными учреждениями;
  • «пациенты» — взаимодействие с врачами, медицинскими учреждениями и медицинскими страховыми компаниями;
  • «служащие» — взаимодействие с системами и сайтами работодателей;
  • «покупатели» — использование интернет-магазинов

Полученные данные показывают, что восприятие конфиденциальности существенно различается в зависимости от интернет-роли. Например, выступая в роли «пользователей госуслуг», респонденты выказывали большую готовность пожертвовать своей конфиденциальностью, чтобы получить защиту, проще и эффективнее использовать преимущества, предоставляемые государственными учреждениями. С другой стороны, выступая в роли «пользователей соцсетей», они менее всего готовы пожертвовать своей конфиденциальностью для расширения сети контактов. 

Госдума приняла в первом чтении два закона об ответственности в сфере КИИ

Госдума приняла два закона, уточняющих составы уголовных преступлений и административных правонарушений, связанных с ненадлежащей эксплуатацией объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ). В ряде случаев ответственность за такие нарушения смягчается. Законопроекты № 1071997-8 и № 1071966-8 были внесены в Госдуму в ноябре 2025 года группой депутатов.

Принятые нормативные акты уточняют положения статьи 274.1 Уголовного кодекса РФ, которая касается нарушения правил эксплуатации объектов КИИ.

Часть деяний авторы предлагают декриминализировать и отнести к административным правонарушениям. Основной мотив таких изменений — снизить риск оттока кадров из организаций, являющихся субъектами КИИ, где значительная доля сотрудников фактически выступает пользователями систем, подпадающих под жёсткое регулирование.

«Представляется обоснованным внесение изменений в части 2 и 3 статьи 274.1 УК РФ, уточняющих объективную сторону состава преступления в части определения общественно опасных последствий в форме уничтожения, блокирования, модификации либо копирования компьютерной информации, содержащейся в критической информационной инфраструктуре Российской Федерации, — говорится в пояснительной записке к законопроекту № 1071997-8. — Вместе с тем действующая редакция частей 2 и 3 статьи 274.1 УК РФ, в силу отсутствия определения вреда как признака состава преступления, не позволяет объективно оценивать его наличие либо отсутствие».

Как отмечают авторы, предлагаемые изменения основаны на анализе сложившейся судебной практики по статье 274.1 УК РФ. Она показывает, что суды, как правило, трактуют вред КИИ как копирование либо изменение информации в соответствующих системах.

В рамках законопроекта № 1071966-8 предлагается декриминализировать все нарушения правил эксплуатации КИИ, которые не привели к очевидному ущербу, и перевести их в разряд административных правонарушений.

Согласно статистике, собранной директором технического департамента RTM Group Фёдором Музалевским, около 10% дел по статье 274.1 УК РФ по итогам 2021 года были возбуждены из-за случайных или неосознанных действий без корыстного мотива. Кроме того, как показывают данные Судебного департамента за последние пять лет, реальные сроки лишения свободы по этой статье назначаются крайне редко и носят единичный характер.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru