Агентство нацбезопасности США пыталось прослушать телефон Медведева

Агентство нацбезопасности США пыталось прослушать телефон Медведева

Агентство национальной безопасности США пыталось прослушать телефонные разговоры Дмитрия Медведева, занимавшего в тот момент пост президента России, во время его визита в Лондон на саммит «Большой двадцатки» в 2009 году. Об этом пишет вечером 16 июня британская газета The Guardian со ссылкой на документы, предоставленные бывшим сотрудником ЦРУ и Агентства национальной безопасности США Эдвардом Сноуденом.

Согласно отчетам АНБ, переданным британским спецслужбам, специалисты американо-британской базы радиоперехвата Menwith Hill в графстве Северный Йоркшир пытались расшифровать звонки Медведева и других российских делегатов в Москву, которые осуществлялись через спутниковые каналы связи. Насколько успешной была эта операция, газета не сообщает.

В документах, оказавшихся в распоряжении The Guardian, также содержатся свидетельства того, что британские спецслужбы по распоряжению правительства Великобритании осуществляли электронную слежку за иностранными политиками во время встреч как глав государств, так и министров финансов государств-членов «Большой двадцатки» (G20), проходивших в 2009 году в Лондоне. По данным газеты, Британское агентство электронной безопасности GCHQ контролировало электронную переписку и телефонные звонки политиков. Речь идет, в частности, о представителях ЮАР и Турции. Слежка осуществлялась при помощи организованных спецслужбами интернет-кафе, а также принадлежащих участникам саммитов смартфонов Blackberry, передает uinc.ru.

Круглосуточное дежурство обеспечивали в течение конференций 45 аналитиков, которые формировали краткие сводки о всех телефонных звонках. Полученную информацию спецслужбы передали британскому правительству. В материалах подчеркивается, что информация поступала не задним числом, а в реальном времени, что позволяло корректировать ход переговоров. Применяемые спецслужбами технологии прослушки названы в документах «революционными». Информация о слежке во время саммитов G20 была опубликована британской газетой накануне открытия саммита «Большой восьмерки» в Северной Ирландии. Как сообщало ранее РИА Новости, президент Владимир Путин 16 июня на день отложил вылет из Лондона из-за «неготовности» британской стороны к приему лидеров G8 в воскресенье. 

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru