Самая серьезная угроза кибербезопасности корпоративных сетей – небрежность

Самая серьезная угроза кибербезопасности корпоративных сетей – небрежность

 Как известно, на сегодняшний день львиная доля кибератак приходится на корпоративные сети коммерческих структур. Большинство экспертов сходится во мнении, что главной причиной успешных кибератак на информационные сети коммерческих структур является, так называемая, «внутрикорпоративная небрежность». По мнению специалистов компании Quest Software, внутрикорпоративная небрежность проявляется в нарушениях элементарных правил информационной безопасности, например, когда сотрудник игнорирует или забывает проверить сообщения систем защиты корпоративных сетей о подозрительном поведении каких–либо программ или процессов. 

Это зачастую приводит к тому, что закрытая информация компании становится достоянием хакеров. Еще одним проявлением внутрикорпоративной небрежности является, например, потеря USB-накопителя, содержащего важную для компании информацию.

По оценкам специалистов, на сегодняшний день потеря данных в результате внутрикорпоративной небрежности является наиболее серьезной проблемой абсолютного большинства коммерческих структур. Больше всего компании опасаются потери ценности бренда, так как потеря конфиденциальной информации чревата потерей доверия клиентов и партнеров. Для некоторых компаний это становится полным крахом.

Причин внутрикорпоративной небрежности может быть несколько. Например, экономия на информационной безопасности компании; недостаток или полное отсутствие квалифицированных специалистов, обеспечивающих информационную безопасность; несоблюдение правил разграничения доступа к корпоративным сетям; отсутствие у сотрудников компании элементарных знаний основ информационной безопасности.

Как показывает практика, сотрудники, не прошедшие хотя бы элементарный курс основ информационной безопасности, чаще всего дискредитируют компанию, и, нередко, сами создают уязвимости информационных систем компании, не принимая превентивных мер по защите от кибератак.

По мнению вице-президента McAfee Asia Pacific Майкла Сентоноса, наиболее эффективным методом борьбы с внутрикорпоративной небрежностью является разграничение доступа, когда каждый сотрудник имеет доступ к корпоративным сетям лишь в той степени, которая необходима для выполнения им своих должностных обязанностей.

Также необходимо, чтобы сотрудники компании в полной мере осознавали всю важность соблюдения правил информационной безопасности и понимали, к каким последствиям может привести небрежное отношение к информации.

Евгений Касперский: в России повысился уровень зрелости в вопросах ИБ

В ходе интервью основатель «Лаборатории Касперского» рассказал журналистам об изменениях на киберфронте, развитии ИБ-компании в условиях западных санкций, а также поделился ее опытом использования ИИ.

Констатируя рост продаж вендора в России, собеседник «Ведомостей» отметил, что на тренд повлияли повышение степени зрелости компаний в отношении кибербеза (из-за роста числа атак и новых требований по импортозамещению и ИБ), а также значительное расширение портфеля защитных решений Kaspersky.

Характер кибератак, по словам Евгения Касперского, за последние три года заметно изменился. Злоумышленники стали действовать более целенаправленно и профессионально, зачастую занимаясь шпионажем в пользу того или иного государства.

За шпионаж по-прежнему готовы платить и коммерческие структуры — достаточно вспомнить случай с Duqu в 2015 году на переговорах по иранской ядерной программе в Швейцарии и более недавний, операцию «Триангуляция». Участились также случаи киберсаботажа.

Что касается ИИ, в Kaspersky его применяют для автоматизации обработки входящих данных, а с недавних пор — и для детектирования аномалий. Подобные инструменты работают в реальном времени и способны заблокировать подозрительную активность либо предупредить о ней пользователя.

В настоящее время в ИБ-компании ежедневно анализируется около 15 млн потенциально опасных файлов; 99,98% из них обрабатывается автоматически. В этом году умный помощник помогал экспертам выявлять до 500 тыс. угроз за день, в том числе вредоносов, созданных с помощью ИИ.

 

Последнее время объем продаж «Лаборатории Касперского» в России растет: В 2022 году он увеличился в полтора раза, в 2023-м — более чем на треть, в 2024-м — более чем на четверть (в основном за счет сбыта решений b2b, для бизнеса). По внутренним оценкам, в настоящее время ее продукты используют свыше 90% российских компаний в России.

На потребительский сегмент (b2c) сейчас приходится около трети выручки. Показатель начал падать после введения западных санкций и блокировки продаж антивируса Kaspersky в США; потерю этих рынков удалось компенсировать за счет увеличения продаж в России и Азиатском регионе.

В ответ на вопрос о приоритетах в импортозамещении Касперский заявил, что заменить придется все ИБ-решения, но в первую очередь NGFW. У них уже есть собственное СЗИ этого класса, которое недавно прошло сертификацию ФСТЭК и в ближайшие год-два станет конкурентоспособным.

Инвест-проект KasperskyOS пока не может похвастаться большой отдачей, но уже собрал множество партнеров, в России и за рубежом. Защищенная ОС пока работает на тонком клиенте; в этом году разработчики провели более 100 пилотов.

В дальнейшем планируется расширение спектра устройств с этой ОС. Версия KasperskyOS для мобильных устройств все еще находится на стадии исследовательского проекта; прототип создан, но требует доработки.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru