Websense сообщила о QR-кодах в спаме

Websense сообщила о QR-кодах в спаме

Специалисты компании зафиксировали нежелательные рассылки почтовой корреспонденции, в которых для перенаправления пользователей на нелегальные фармацевтические ресурсы используются графические коды Quick Response (QR-коды).


QR-код - это двумерное матричное изображение, подобное широко известному и распространенному штрих-коду. Разница состоит в их информационной емкости: в QR-матрице может храниться существенно большее количество данных, нежели в традиционном штрих-коде. Система Quick Response предназначена в первую очередь для мобильных устройств; используя специальное программное обеспечение, владелец телефона или планшета может считывать такие изображения встроенной фото/видеокамерой и распознавать их. В настоящее время QR-коды используются для хранения и представления либо контактных данных, либо URL-адресов. Последний случай и привлек внимание злоумышленников.

По данным Websense, киберкриминальная схема была следующей. В присылаемых пользователям письмах содержались ссылки на легитимный ресурс 2tag.nl, который предлагает услуги по преобразованию данных в QR-коды. Ссылки, естественно, были сформированы таким образом, чтобы при переходе по ним пользователь получал уже готовое QR-изображение нужного содержания. Эту картинку предлагалось отсканировать мобильным считывателем и перейти по полученному в итоге URL. Закодированные в QR-матрице адреса вели уже на канадские фармацевтические сайты, где жертве активно предлагались очередные "чудодейственные пилюли" различного свойства.

Аналитики Websense отметили, что ожидают дальнейшего роста интереса к QR-кодам со стороны злоумышленников. Поскольку эти изображения не являются человекочитаемыми, пользователь не может без сканера определить, что за ссылки в них хранятся - а, следовательно, ему грозит попадание не только на рекламные и мошеннические, но и на вредоносные ресурсы с соответствующей начинкой. В такой ситуации многое зависит и от самих сканеров: в целях обеспечения безопасности средства считывания и распознавания QR-матриц должны не сразу передавать URL в браузер, а отображать раскодированную ссылку и спрашивать пользователя, действительно ли он желает по ней перейти.

The Register

Письмо автору

ФБР не смогло взломать iPhone журналистки из-за Lockdown Mode

ФБР столкнулось с неожиданным препятствием при расследовании утечки конфиденциальных данных: Lockdown Mode на iPhone журналистки Washington Post фактически заблокировал доступ к содержимому устройства. Поводом для изъятия девайса стало расследование в отношении подрядчика Пентагона, которого подозревают в незаконной передаче внутренних материалов журналистам.

Как следует из материалов суда (PDF), агенты изъяли технику у репортёра Ханны Натансен 14 января во время обыска в её доме в Вирджинии. Среди изъятого — служебный iPhone 13, рабочий и личный MacBook Pro, внешний диск, диктофон и умные часы Garmin.

Однако с iPhone у следователей ничего не вышло. Устройство было включено и стояло на зарядке, но на экране отображался Lockdown Mode — специальная функция Apple для защиты от целевых атак. По данным ФБР, специалисты Computer Analysis Response Team не смогли извлечь данные с телефона. В итоге агентство ограничилось анализом сим-карты, который дал лишь номер телефона.

Lockdown Mode появился в экосистеме Apple в 2022 году и предназначен для журналистов, правозащитников, политиков. Он резко ограничивает работу вложений, браузерных функций, FaceTime, обмена фото и других механизмов, которые могут использоваться для атак.

С ноутбуками ситуация оказалась другой. ФБР получило доступ к рабочему MacBook Pro, когда Натансен по требованию агентов приложила палец к сканеру отпечатков. Власти утверждают, что ордер позволял использовать биометрию. При этом личный MacBook остался недоступен — он был выключен и защищён паролем.

Следователи особенно интересуются перепиской Натансен в Signal. По их словам, часть сообщений удалось увидеть на рабочем ноутбуке, а также на устройстве самого обвиняемого подрядчика. Некоторые чаты были настроены на автоудаление, поэтому агенты ограничились фотографированием экрана и аудиозаписью.

Washington Post и сама журналистка требуют вернуть изъятые устройства, считая обыск нарушением прав. Минюст, в свою очередь, настаивает, что речь идёт о законном изъятии доказательств и что альтернативы вроде точечного запроса данных слишком рискованны.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru