Более половины россиян оставляют интернет-магазинам конфиденциальные данные

Более половины россиян оставляют интернет-магазинам конфиденциальные данные

...

Корпорация Symantec совместно с деловой социальной сетью Профессионалы.ru провели опрос пользователей интернет-магазинов, целью которого было выяснить, достаточное ли внимание покупатели уделяют безопасности своих личных данных в сети. Выяснилось, что своими конфиденциальными данными с магазинами делится более половины онлайн-покупателей, а около трети не принимают никаких мер предосторожности (таких как проверка наличия шифрования и «знаков доверия»), доверяя информацию о себе третьей стороне. В исследовании приняло участие более 5000 человек.

Несмотря на то, что 86% всех клиентов интернет-магазинов опасаются оставлять конфиденциальные данные, от покупки в магазине, требующем что-то большее, чем номер электронного кошелька, склонны отказаться лишь 21%. При этом к числу наиболее часто запрашиваемой личной информацией относятся контактный телефон и адрес (81% и 58% соответственно), что вполне закономерно. Далее по популярности следуют дата рождения (43%), семейное положение (16%) и паспортные данные (16%). 

«Зачастую введение личных данных обусловлено спецификой покупки, - замечает Олег Шабуров, ведущий технический консультант Symantec, - Не вводя паспортные данные, купить в интернете билет на самолет невозможно. Однако не стоит забывать о том, что, несмотря на закон «О персональных данных», обязывающий все организации, независимо от размера и формы собственности, защищать этот тип информации, далеко не все организации делают это добросовестно».

Основные данные исследования:

  • Треть (33%) клиентов интернет-магазинов предпочитают расплачиваться с курьерами наличными.
  • 53% покупателей оставляют интернет-магазинам свои конфиденциальные данные. Причем 27% не видят ничего подозрительного в том, что магазину могут потребоваться, к примеру, сведения о возрасте или семейном положении клиента.
  • 26% клиентов интернет-магазинов не принимают никаких мер предосторожности, доверяя свои данные.
  • Самой популярной мерой обеспечения сохранности данных является поиск отзывов о магазине в интернете – к нему прибегают 41% опрошенных. 36% достаточно отзывов покупателей на сайте магазина.
  • Признаки криптографии и шифрования данных ищут 24% пользователей интернет-магазинов. 28% пользователей судят о надежности магазина по актуальности контактов.
  • 47% онлайн-покупателей используют при покупке одноразовые пароли и подтверждение покупки по смс.
  • 77% клиентов интернет-магазинов пренебрегают чтением соглашения о конфиденциальности, 16% их никогда не замечали, а 8% вообще не знают, что это такое.
  • От оплаты покупки картой на малознакомом себе и своим друзьям (родственникам, коллегам) ресурсе воздержится лишь 38% пользователей. Около 15% пользователей расплачивается картами, на которых слишком мало средств, для того чтобы жалеть об их краже.

«Как показывают наши исследования, пользователи относятся небрежно не только к корпоративной информации, но и к своим личным данным, - заявил Олег Шабуров, - Мы рекомендуем следовать хотя бы базовым мерам предосторожности, которые поспособствуют тому, чтобы ваши личные данные не оказались похищенными. Смотрите на наличие зеленой адресной строки или буквы s (https://), ищите значок закрытого замка в адресной строке или в правом нижнем углу страницы, обращайте внимание на сертификаты организаций, подтверждающие легитимность данного магазина (Verisign, Thatwe и т.п.) – этот набор средств свидетельствует о том, что данные передаются по защищенным каналам».

WhatsApp Gold для россиян оказался инструментом кибершпионажа

В мессенджере WhatsApp (принадлежит признанной в России экстремистской организации и запрещённой корпорации Meta) среди российских пользователей снова начала распространяться «золотая классика» мошенников — приложение WhatsApp Gold. На фоне обсуждений возможных ограничений работы сервиса злоумышленники активно предлагают установить «улучшенную» версию мессенджера, которая якобы помогает восстановить его работоспособность.

На деле же речь идёт о зловреде для кибершпионажа. Как сообщил ТАСС специалист компании UserGate, WhatsApp Gold — это не официальный клиент, а инструмент для скрытого сбора данных.

Подобные схемы используются уже много лет: сообщения о WhatsApp Gold появлялись ещё до начала 2020-х и регулярно «возвращаются» при любом информационном шуме вокруг популярных сервисов.

Похожую активность ранее фиксировали и в компаниях F6 и «Мегафон». По их данным, мошенники продвигали поддельные версии не только WhatsApp, но и других популярных платформ — Telegram, YouTube и TikTok. Среди примеров — трояны с громкими названиями вроде TikTok 18+, YouTube Ultra или Telegram Unlock.

По словам и.о. директора по информационной безопасности UserGate Дмитрия Овчинникова, установка WhatsApp Gold может привести к серьёзным последствиям. Зловред позволяет злоумышленникам выгружать данные с устройства, включая учётные данные, а в отдельных случаях — получать доступ к аккаунтам на портале «Госуслуги».

Эксперт подчёркивает: любые предложения установить «дополнительное ПО» для восстановления или улучшения работы мессенджера следует сразу рассматривать как мошеннические. Официальных «альтернативных» клиентов WhatsApp с такими функциями не существует.

На этом фоне ситуация вокруг самого WhatsApp остаётся напряжённой. Роскомнадзор ранее заявлял о поэтапном введении ограничений в отношении мессенджера из-за нарушений законодательства и не исключал его полной блокировки в России.

Глава Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев в интервью ТАСС отметил, что не видит проблемы в блокировке WhatsApp при наличии отечественных альтернатив, таких как Max.

Напомним, в соцсетях активно распространяется лайфхак, который, как утверждают пользователи, ускоряет работу мессенджера WhatsApp.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru