Более половины россиян оставляют интернет-магазинам конфиденциальные данные

Более половины россиян оставляют интернет-магазинам конфиденциальные данные

...

Корпорация Symantec совместно с деловой социальной сетью Профессионалы.ru провели опрос пользователей интернет-магазинов, целью которого было выяснить, достаточное ли внимание покупатели уделяют безопасности своих личных данных в сети. Выяснилось, что своими конфиденциальными данными с магазинами делится более половины онлайн-покупателей, а около трети не принимают никаких мер предосторожности (таких как проверка наличия шифрования и «знаков доверия»), доверяя информацию о себе третьей стороне. В исследовании приняло участие более 5000 человек.

Несмотря на то, что 86% всех клиентов интернет-магазинов опасаются оставлять конфиденциальные данные, от покупки в магазине, требующем что-то большее, чем номер электронного кошелька, склонны отказаться лишь 21%. При этом к числу наиболее часто запрашиваемой личной информацией относятся контактный телефон и адрес (81% и 58% соответственно), что вполне закономерно. Далее по популярности следуют дата рождения (43%), семейное положение (16%) и паспортные данные (16%). 

«Зачастую введение личных данных обусловлено спецификой покупки, - замечает Олег Шабуров, ведущий технический консультант Symantec, - Не вводя паспортные данные, купить в интернете билет на самолет невозможно. Однако не стоит забывать о том, что, несмотря на закон «О персональных данных», обязывающий все организации, независимо от размера и формы собственности, защищать этот тип информации, далеко не все организации делают это добросовестно».

Основные данные исследования:

  • Треть (33%) клиентов интернет-магазинов предпочитают расплачиваться с курьерами наличными.
  • 53% покупателей оставляют интернет-магазинам свои конфиденциальные данные. Причем 27% не видят ничего подозрительного в том, что магазину могут потребоваться, к примеру, сведения о возрасте или семейном положении клиента.
  • 26% клиентов интернет-магазинов не принимают никаких мер предосторожности, доверяя свои данные.
  • Самой популярной мерой обеспечения сохранности данных является поиск отзывов о магазине в интернете – к нему прибегают 41% опрошенных. 36% достаточно отзывов покупателей на сайте магазина.
  • Признаки криптографии и шифрования данных ищут 24% пользователей интернет-магазинов. 28% пользователей судят о надежности магазина по актуальности контактов.
  • 47% онлайн-покупателей используют при покупке одноразовые пароли и подтверждение покупки по смс.
  • 77% клиентов интернет-магазинов пренебрегают чтением соглашения о конфиденциальности, 16% их никогда не замечали, а 8% вообще не знают, что это такое.
  • От оплаты покупки картой на малознакомом себе и своим друзьям (родственникам, коллегам) ресурсе воздержится лишь 38% пользователей. Около 15% пользователей расплачивается картами, на которых слишком мало средств, для того чтобы жалеть об их краже.

«Как показывают наши исследования, пользователи относятся небрежно не только к корпоративной информации, но и к своим личным данным, - заявил Олег Шабуров, - Мы рекомендуем следовать хотя бы базовым мерам предосторожности, которые поспособствуют тому, чтобы ваши личные данные не оказались похищенными. Смотрите на наличие зеленой адресной строки или буквы s (https://), ищите значок закрытого замка в адресной строке или в правом нижнем углу страницы, обращайте внимание на сертификаты организаций, подтверждающие легитимность данного магазина (Verisign, Thatwe и т.п.) – этот набор средств свидетельствует о том, что данные передаются по защищенным каналам».

Мошенники придумали новый способ обхода антидропперских мер

Злоумышленники нашли новый способ обходить меры по противодействию выводу похищенных средств — через криптовалютные операции. Причём исполнители зачастую даже не подозревают, что участвуют в мошеннической схеме. В отличие от классических сценариев, новая модель не требует передачи банковских карт третьим лицам: владельцы карт выполняют операции с криптовалютой, не осознавая, что тем самым помогают обналичивать украденные деньги.

Вознаграждение за такие операции обычно составляет 1–2% от суммы. О схеме говорится в исследовании компании DLBI по мониторингу даркнета, с результатами которого ознакомились «Известия».

По оценке DLBI, новая схема обладает высокой устойчивостью к банковским антифрод-системам: владелец карты формально осведомлён обо всех транзакциях и доступен для проверок, что снижает подозрительность операций.

Как отмечает руководитель ИТ-подразделения агентства «Полилог», эксперт Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Людмила Богатырева, злоумышленники активно перестраивают свои подходы на фоне усиленной борьбы с дропами и дропперством. В частности, такие схемы маскируются под легальные операции по покупке криптовалюты или, наоборот, по её выводу в фиат.

По словам менеджера образовательного проекта Servicepipe Ивана Горячева, масштабы применения этой схемы продолжают расти. Этому способствует её простота, ориентация на массовый «наём» и хорошая масштабируемость через мессенджеры и социальные сети.

Классические схемы с дропами стали для преступников слишком рискованными, дорогими и неудобными из-за криминализации такой деятельности. В результате срок «жизни» дропа, как отмечалось ранее, уже в мае не превышал нескольких дней — ещё на этапе внедрения новых мер. Побочным эффектом этого процесса в июле стал даже коллапс на наркорынке.

При этом и новая схема, по мнению эксперта платформы «Мошеловка», заместителя руководителя проекта «За права заёмщиков» Александры Пожарской, несёт серьёзные юридические риски для участников. Налицо корыстный мотив и действия в интересах третьих лиц, что может повлечь уголовную ответственность. Управляющий партнёр компании «Провъ» Александр Киселёв уточняет, что уже сформировавшаяся судебная практика учитывает осознание преступного характера операций, согласованность действий с организаторами схемы и получение выгоды.

При этом, как подчёркивает эксперт агентства «Цифровые коммуникации» Кирилл Карамзин, классические дропы полностью не исчезли: «Традиционная “аренда” карты на месяц за фиксированную плату никуда не делась. Через карту могут провести, например, 500 тысяч или 1 млн рублей, а затем вернуть её владельцу. Но даже при возврате карты такие действия остаются незаконными».

Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков напомнил, что привязка банковских счетов к ИНН направлена в том числе на то, чтобы отличать легальную подработку от мошеннических схем. По его словам, человеку, однажды совершившему сомнительную операцию, не позволят повторить её вновь.

Главный юрист продуктовой группы «Контур.Эгида» и Staffcop Ольга Попова даёт простой совет тем, кто не хочет стать дропом «втёмную»: «Нужно придерживаться одного принципа — всё, что принадлежит вам, должно оставаться только вашим, и никто не имеет права этим пользоваться».

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru