В дропперство вовлекают 80 тыс. человек ежемесячно

В дропперство вовлекают 80 тыс. человек ежемесячно

В дропперство вовлекают 80 тыс. человек ежемесячно

Ежемесячно до 80 тысяч человек вовлекаются в операции, связанные с обналичиванием и выводом похищенных мошенниками средств (так называемое дропперство). В их числе — как граждане России, преимущественно подростки и пенсионеры, так и мигранты.

Такую оценку озвучила заместитель председателя Банка России Ольга Полякова на форуме «Кибербезопасность в финансах».

«Каждый месяц порядка 80 тысяч российских и иностранных граждан становятся дропперами. Их буквально привозят автобусами к банковским отделениям, где формируются две очереди: одна — на получение банковских карт, другая — на закрытие счетов и вывод средств, заблокированных банками. Масштаб этой проблемы вызывает серьезную обеспокоенность, и наша задача как регулятора — предпринять все возможные меры для ее решения», — заявила Полякова.

По ее словам, принятые меры уже дают результаты: стоимость услуг дропов значительно выросла, а комиссия, выплачиваемая организаторами схем, увеличилась до 12–15%. Кроме того, время выявления дропперов сократилось с нескольких недель до нескольких часов.

Однако, как отметила Полякова, преступные группы адаптируются к новым условиям, увеличивая число вовлеченных людей, что является тревожной тенденцией. Они также все чаще используют переводы между физическими лицами для расчетов за запрещенные вещества и другие нелегальные товары, а средства из нелегальных казино или с продажи пиратского контента маскируют под платежи между компаниями.

«Наша аналитика показывает, что теневым бизнесом в той или иной степени пользуются уже более 10 миллионов россиян. А объем таких операций составляет значительную часть теневой экономики страны», — добавила Полякова.

Многие граждане становятся участниками незаконных схем, даже не осознавая этого. По данным проекта «Мошеловка», в 2024 году число таких случаев выросло на 20%.

Директор департамента информационной безопасности Банка России Вадим Уваров в беседе с «Интерфаксом» на форуме сообщил, что регулятор удовлетворяет лишь каждое десятое заявление о снятии лица из базы Банка России.

Заместитель директора Банковского института развития Юлия Макаренко в комментарии для «Известий» подчеркнула, что дети часто становятся дропперами по незнанию:

«Мошенники манипулируют положительными мотивами — желанием помочь (например, обналичить деньги в банкомате), заработать первые деньги или просто почувствовать себя взрослыми. Некоторые даже не сообщают родителям, что кто-то в онлайн-игре вежливо попросил данные банковской карты. Государству необходимо вести разъяснительную работу в школах, социальных сетях и СМИ, особенно если у ребенка появилась первая банковская карта. Полезной может стать горячая линия для подростков, аналогичная психологической помощи. Родители, в свою очередь, должны регулярно проверять историю транзакций и обращать внимание на подозрительные операции — например, неожиданные поступления и мгновенное снятие средств».

Работа над механизмами исключения случайных лиц из черных списков продолжится.

«Нам важно сделать процесс нахождения в этой базе более прозрачным для граждан, банков и правоохранительных органов. На форуме звучали разные подходы: представители правоохранительных структур выступают за более жесткие меры, чтобы пресечь повторные преступления», — отметил Уваров.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Магнит и Avanpost внедрили систему для управления сертификатами ЭП

Розничная сеть «Магнит» совместно с Avanpost завершила проект по внедрению централизованной системы управления сертификатами электронной подписи и средствами криптографической защиты. Решение позволяет автоматизировать выпуск, продление и перевыпуск сертификатов, которые используются, в частности, для работы с ЕГАИС в торговых точках.

По данным компаний, система охватывает более 20 тысяч объектов сети на территории европейской части России и помогает снизить риски простоев при учёте и продаже алкоголя.

Под управление платформы было взято около 30 тысяч средств защиты информации, а агенты системы развернули на более чем 20 тысяч рабочих мест.

Проект предусматривает централизованное управление электронными подписями, контроль операций с ними и аудит действий сотрудников. Система также отслеживает сроки действия сертификатов и автоматически запускает процессы продления или массового перевыпуска — при необходимости до тысячи сертификатов в сутки.

Сотрудники «Магнита» получили личный кабинет, где можно дистанционно проверять статус сертификата, обновлять его или отзывать без посещения удостоверяющего центра. Возможность удалённой работы с документами реализована с учётом требований российского законодательства.

В рамках проекта Avanpost PKI интегрировали с основными корпоративными системами, включая 1С, Active Directory, КриптоПро, СМЭВ, HR MDM, а также с SIEM- и SOAR-платформами для мониторинга событий безопасности.

Срок реализации проекта — 2024-2025 годы.

Мария Дордий, руководитель отдела СКЗИ в «Магните», так описывает результаты:

«Проект по автоматизации выпуска электронных подписей в нашей розничной сети был направлен на повышение контроля, прозрачности и безопасности операций с ЭП и СКЗИ. Благодаря внедрению системы Avanpost PKI мы решили важнейшие задачи: централизовали управление СЗИ, СКЗИ и сертификатами и сократили время получения электронной подписи для наших сотрудников. Мы реализовали автоматизированные процессы одиночного и массового перевыпуска сертификатов, что критически важно для нашей масштабной сети с учетом разницы часовых поясов РФ и позволяет системе перевыпускать 1000 и более сертификатов в день. Снижение времени на получение и оперативный перевыпуск ЭП нивелирует риски простоя касс и продаж на торговых объектах. Кроме того, сотрудники получили удобный личный кабинет, позволяющий дистанционно контролировать сроки действия и обновлять сертификат. Создание гибкой ролевой модели доступа, формирование бизнес-процессов согласования, ведение журналов событий и аудит инцидентов ИБ позволили нам соблюсти требования регуляторов и контролировать нелегитимные операции, значительно повысив информационную безопасность».

Евгений Галкин, директор продуктовых направлений кибербезопасности и криптографии Avanpost, отметил:

«Автоматизация управления сертификатами для 20000 торговых объектов „Магнит“ — это по-настоящему масштабный и, что важно, уникальный для России проект. Совместно с коллегами из "Магнита" нам удалось создать централизованную систему, способную управлять сертификатами, обеспечивая их выпуск, установку на устройстве клиента с агентом Avanpost PKI, аннулирование, обновление по истечению срока и массовый перевыпуск. Мы гордимся, что построили такую систему на федеральном масштабе и фактически устранили риск остановки продаж алкоголя из-за просроченных сертификатов. В таком объеме и с такой степенью автоматизации наше решение является эксклюзивным на рынке, что подтверждает наше технологическое лидерство в сфере ретейла».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru