Мошенники освоили кражи через СБП

Мошенники освоили кражи через СБП

Мошенники освоили кражи через СБП

Злоумышленники разработали несколько схем хищения денег через систему быстрых платежей (СБП), рассылая фальшивые уведомления о штрафах, налоговой задолженности и других платежах от имени официальных организаций.

Депутат Госдумы Сергей Гаврилов предупредил, что мошенники действуют от лица Федеральной налоговой службы, Федеральной службы судебных приставов и других ведомств.

Их сообщения выглядят убедительно: написаны официальным стилем, содержат угрозы последствий за неуплату и ссылки на законодательные акты. Однако указанные URL ведут не на официальные сайты, а на фишинговые страницы, через которые злоумышленники получают доступ к банковским данным или заражают устройства жертвы вредоносными программами.

«Одна из уловок связана с тем, что человек получает уведомление о якобы существующей задолженности, например, по налогам. В нём указывается конкретная сумма, включая пени и штрафы, и предлагается срочно оплатить её через СБП. Для этого предоставляется QR-код или ссылка на оплату», — рассказал Гаврилов в интервью РИА Новости.

Куратор платформы «Мошеловка» Алла Храпунова в комментарии «Известиям» отметила, что мошенники особенно активны перед 1 декабря — сроком уплаты налогов. Они используют массовые почтовые рассылки и рассчитывают на невнимательность людей.

«Многие торопятся и не проверяют ни сообщения от банка, ни детали платежных уведомлений», — подчеркнула она.

Адвокат Шон Бетрозов добавил, что злоумышленники эксплуатируют юридическую безграмотность граждан, угрожая арестом имущества в случае якобы неуплаченной задолженности.

Эксперты рекомендуют проверять информацию о задолженностях только на официальных ресурсах, например, в личном кабинете на Госуслугах.

«Если в личном кабинете нет информации о задолженности, скорее всего, перед вами мошенники, и лучше не вступать с ними в контакт», — советует Бетрозов.

«Настоящие организации никогда не требуют немедленной оплаты через СБП без достаточных подтверждений», — добавляет интернет-аналитик «Газинформсервиса» Марина Пробетс.

Если вы уже совершили подозрительный платеж, необходимо срочно обратиться в банк — возможно, деньги ещё можно вернуть. Стоит также сообщить о мошенничестве в Роскомнадзор для оперативной блокировки фишингового сайта.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru