Росстандарт утвердил ГОСТ по управлению учетными записями и правами доступа

Росстандарт утвердил ГОСТ по управлению учетными записями и правами доступа

Росстандарт утвердил ГОСТ по управлению учетными записями и правами доступа

Росстандарт утвердил ГОСТ Р «Системы автоматизированного управления учетными записями и правами доступа». Он вводится в действие с 20 декабря 2024 года.

Над стандартом работали представители 27 компаний отрасли в рамках технического комитета ТК 362 «Защита информации».

В работе над документом приняли участие ГК InfoWatch, «Газинформсервис», «Центр безопасности информации» и Сбертех. Инициатором подготовки отраслевого стандарта выступила группа компаний «Солар». Эксперты подали более 300 рекомендаций, учтенных в финальной версии стандарта.

Новый ГОСТ выступает как составная часть национальных стандартов, разрабатываемых в области идентификации, аутентификации и управления доступом. Документ также учитывает практику защиты информации в финансовых организациях, закрепленную ГОСТами Банка России № 57580-1.2017 и № 57580-2.2018.

Стандарт необходим прежде всего разработчикам систем для идентификации и аутентификации пользователей, решений по управлению доступом (IdM-системы), и компаниям-интеграторам, которые внедряют решения данного класса.

Документ будет востребован среди организаций, планирующих внедрение IdM-решений или уже эксплуатирующих соответствующие платформы. Новый национальный стандарт позволит оценить существующие системы по управлению доступом на соответствие требованиям регуляторов, а также самостоятельно разработать или оценить техническое задание на проект, разработанный интегратором.

ГОСТ содержит рекомендации, как привести различные системы управления доступом к единой модели управления, каким образом построить управление ролевой моделью организации, индивидуальным и групповым доступом и упорядочить процедуры управления доступом.

Туда также вошли положения о контроле соответствия легальным и фактическим правам доступа, эталонной матрице прав доступа пользователей, в том числе для отслеживания несанкционированных изменений учетных записей и прав доступа.

Национальный стандарт определяет меры защиты информации в системах управления учетными записями и правами доступа, которые должны реализовываться с помощью встроенных мер защиты или наложенными средствами. Практическую часть ГОСТ дополняют приложения с типовыми схемами бизнес-процессов по управлению учетными записями и доступом.

«Национальный стандарт позволит выработать требования к IdM-системам на этапе технических заданий по внедрению. Заказчикам в свою очередь будут доступны типовые решения, функции которых будут включены в стандартных функционал платформ подобного класса. Таким образом вендоры, интеграторы и компании смогут снизить трудозатраты на подобные проекты за счет сокращения сроков проектирования и внедрения IdM-решения», − комментирует Дмитрий Бондарь, директор департамента inRights ГК «Солар».

«Система аутентификации пользователей и вообще управление жизненным циклом учетных записей – это одна из основ надежной ИТ инфраструктуры. Это определенно важный документ потому, что с одной стороны, у нас есть рекомендации конкретных вендоров отдельных программных решений, а с другой – зарубежный опыт, где подобные стандарты уже приняты. Но теперь у нас есть и свой стандарт, который, я надеюсь тоже будет развиваться и совершенствоваться вместе со всей индустрией информационной безопасности», − комментирует Сергей Полунин, руководитель группы защиты инфраструктурных ИТ-решений компании «Газинформсервис».

Большая четверка предложила API для маркировки звонков

Билайн, МегаФон, МТС и Т2 разработали единый набор API для межоператорского взаимодействия при маркировке звонков от организаций. Ранее унифицированных правил такой маркировки не существовало. Принципиально важно, что новые API будут предоставляться бесплатно — тогда как раньше маркировка одного звонка, по оценкам издания, обходилась в среднем в 30 копеек.

О разработке единого API сообщили «Ведомости» со ссылкой на представителей операторов связи.

«Разработка открытого API ведётся для автоматизации обмена данными как между операторами „большой четвёрки“, так и с операторами фиксированной связи. Это позволит повысить скорость и точность взаимодействия, а также снизить издержки для всех участников рынка», — прокомментировал представитель МегаФона.

В Т2 отметили, что внедрение API ускорит обмен информацией между операторами и клиентами, а также позволит сократить количество ошибок, связанных с человеческим фактором. В МТС, в свою очередь, подчеркнули, что техническая часть API уже доступна всем операторам, чтобы они могли заранее оценить условия и сложность внедрения на своей стороне.

По мнению экспертов телеком-рынка, появление открытых API позволит небольшим операторам и корпоративным клиентам подключаться к системам маркировки напрямую, без посредничества «большой четвёрки».

Ранее крупных игроков критиковали за навязывание платных услуг — в том числе за соединение, а не только за фактически состоявшийся дозвон. Также высказывались претензии к снижению процента дозвона при использовании маркировки.

Норма о маркировке телефонных вызовов была окончательно принята 1 апреля в составе первого пакета мер по противодействию телефонному мошенничеству и вступила в силу с 1 сентября.

Как пояснили изданию в Минцифры, нововведение направлено на защиту граждан от телефонного мошенничества и спама, а также на повышение прозрачности коммуникаций между бизнесом и клиентами.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru