Троян ShadowPad полгода помогал шпионам изучать азиатскую энергосистему

Троян ShadowPad полгода помогал шпионам изучать азиатскую энергосистему

Троян ShadowPad полгода помогал шпионам изучать азиатскую энергосистему

При разборе целевой атаки в одной из азиатских стран эксперты Symantec/Broadcom обнаружили свидетельства использования RAT-трояна ShadowPad для закрепления доступа к сети и кражи информации о национальной энергосистеме.

Зловред ShadowPad, пришедший на смену PlugX, представляет собой модульный троян, способный динамически загружать дополнительные плагины с удаленного сервера. Его используют в основном китайские APT-группы, занимающиеся шпионажем.

Судя по найденным артефактам, атака на неназванную энергокомпанию стартовала в конце февраля этого года (RAT-троян был запущен на одном из компьютеров жертвы). Спустя почти три месяца вредонос вновь отработал, то есть все это время в системе был открыт бэкдор.

Сохраняя свое присутствие, злоумышленники пустили в ход инструмент Packerloader, позволяющий загружать и выполнять шелл-код, а также изменили разрешения для драйвера dump_diskfs.sys, распространив доступ на всех юзеров. Не исключено, что драйвер потом использовался для получения дампов файловой системы с целью эксфильтрации.

Во второй половине мая взломщики вернулись, чтобы провести сбор информации о подключенных накопителях, украсть учетки из системного реестра Windows и очистить журнал событий. Через несколько дней была запущена переименованная версия ProcDump (alg.exe) для получения учетных данных из памяти LSASS.

В последний день месяца авторы атаки, создав запланированное задание, запустили oleview.exe. По всей видимости, такой маневр облегчил им продвижение по сети (с помощью украденных учеток) и передачу ShadowPad на другие машины.

В конце июля в одну из взломанных систем был установлен кейлогер под именем winlogon.exe. Последнее свидетельство вредоносной активности датируется 3 августа: злоумышленники вновь попытались выгрузить учетные данные из LSASS с помощью переименованного ProcDump (yara32.exe).

По словам Symantec, задействованные в данной атаке инфраструктура и инструменты отчасти совпадают с теми, что использует APT41, она же Winnti. Новую кибергруппу эксперты нарекли Redfly; похоже, ее интересуют только объекты КИИ. Попыток совершить диверсию после вторжения не обнаружено.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru