Бизнес критикует проект ФСБ о передаче данных пассажиров такси

Бизнес критикует проект ФСБ о передаче данных пассажиров такси

Бизнес критикует проект ФСБ о передаче данных пассажиров такси

Идея ФСБ собирать с агрегаторов такси данные о геолокации и платежах обернется “многомиллиардными затратами”. Так считают в АНО “Цифровая экономика”. Понятия размыты, а некоторые формулировки дублируют уже имеющиеся требования.

Круглосуточная передача ФСБ информации от сервисов такси несет риски для бизнеса в отсутствие существенных преимуществ для государства. Такое заключение на проект силового ведомства дали в АНО “Цифровая экономика”. Текст документа оказался в распоряжении РБК.

Кроме того, инициатива силовиков налагает на всю ИT-отрасль существенные финансовые издержки, считают участники рынка. 

Председателем набсовета АНО является вице-премьер Дмитрий Чернышенко, также в состав совета входят министр экономического развития Максим Решетников, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев и представители крупнейшего российского бизнеса.

Формулировка одного из пунктов постановления, предложенная ФСБ, предполагает, что не только службы такси будут обязаны передавать информацию о платежах и геолокацию, а все организаторы распространения информации (ОРИ), опасаются в АНО “Цифровая экономика”.

Последние сейчас обязаны предоставлять ФСБ и другим уполномоченным госорганам данные о действиях пользователей, включая содержимое переписки. К ним относятся более 300 организаций, в том числе “Яндекс” и его сервисы, а также “Пикабу”, LiveJournal, Habr, Тинькофф Банк, “Авито”, VK и другие.

Помимо этого у АНО возникли и другие “концептуальные замечания”.

В проекте, например, не раскрыто понятие и объем “электронного мониторинга геолокации” и не указано, чью конкретно геолокацию (пассажира или водителя) нужно передавать ФСБ.

Более того, у служб заказа такси нет технической возможности передавать данные о геолокации в режиме реального времени.

Сам мониторинг геолокации дублирует данные, которые уже запрашиваются у сотовых операторов в рамках СОРМ.

В проекте не раскрыто понятие и объем “средства платежа”, а текущая формулировка допускает возможность запрашивать у служб заказа легкового такси неограниченную финансовую информацию о пользователях, которой те не владеют.

Для хранения данных сервисы такси будут вынуждены создавать новые базы, для этого потребуются дополнительные расходы.

По оценке АНО “Цифровая экономика”, в случае принятия проекта в текущем виде службы такси будут вынуждены дополнительно понести “многомиллиардные затраты” и тратить около 10% от реализации на ежегодное обслуживание новых требований.

Закон о такси был принят в конце 2022 года. Служба заказа такси обязана предоставлять федеральному органу исполнительной власти в области безопасности доступ к информационным системам и базам данных, но не автоматически, а по запросу.

В марте ФСБ разработала проект постановления правительства, в котором предложила обязать агрегаторы такси предоставлять во внесудебном порядке “круглосуточный удаленный доступ к информационным системам и базам данных, используемым для получения, хранения, обработки и передачи заказов легкового такси”.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Дипфейки и боты атакуют российскую логистику

Мошенники всё активнее применяют технологии искусственного интеллекта для подделки транспортных документов, контактных и платёжных данных. В ход идут как простые боты, так и более сложные решения, включая дипфейки. В результате перевозчики и водители остаются без оплаты за доставку.

Чаще всего ИИ используется для подделки документов. В комментарии для «Известий» основатель отраслевого портала Main Transport Роман Судоргин отметил широкое распространение фальшивых СМС-чеков об оплате транспортных услуг, сгенерированных ИИ.

Источник издания в транспортной отрасли сообщил, что за последнее время мошенники существенно улучшили внешний вид фишинговых сайтов. Если раньше их можно было распознать по ошибкам и неуместным логотипам, то теперь благодаря ИИ они стали практически неотличимы от настоящих.

ИИ также повышает эффективность атак, связанных с так называемым товарным рейдерством. Мошенники подменяют контактные и платёжные данные на биржах грузоперевозок, создают фиктивных перевозчиков, используя реальные сведения компаний-жертв, включая документы и фотографии.

«Злоумышленники создавали аккаунты в мессенджерах, визуально полностью копирующие профиль компании, — рассказал владелец сети дилерских центров «Альянс Тракс» Алексей Иванов. — От её имени они выходили на связь с сотрудниками, задавая на первый взгляд безобидные, но на деле провокационные вопросы: о прошлом месте работы, конфликтах с руководством, сменах позиций. Цель — собрать информацию для возможного давления, дискредитации или создания «легенды» для более сложных атак».

По словам руководителя продукта Solar Dozor ГК «Солар» Дмитрия Мешавкина, технологии дипфейк также становятся всё более распространёнными. Один из популярных приёмов — так называемый fake boss: мошенники используют поддельные голосовые сообщения от имени руководителей, чтобы, например, заставить сотрудников перевести деньги на счета злоумышленников или перенаправить груз в нужное им место.

Иногда дипфейки используются для сбора информации о маршрутах грузов, представляющих интерес для рейдеров. Также с помощью ИИ создаются фальшивые документы — накладные, сертификаты и другие.

Основатель сервиса мониторинга утечек данных DLBI Ашот Оганесян отметил, что цели атак зависят от масштаба компании. В случае с крупными организациями злоумышленников интересуют данные, которые можно продать. В атаках на водителей и подрядчиков чаще всего речь идёт о прямом товарном захвате.

Как подчеркнул аналитик Координационного центра доменов .RU/.РФ Евгений Панков, одной из причин уязвимости отрасли остаётся низкий уровень цифровой грамотности:

«Логистика — крупный и динамичный сектор экономики, где активно работают малый и средний бизнес, а также частные перевозчики. У многих из них нет собственных систем киберзащиты, и уровень цифровой грамотности низкий — всё это делает их удобной мишенью для мошенников».

Дмитрий Мешавкин в свою очередь отметил, что самым уязвимым элементом в отрасли остаётся персонал. Он рекомендует логистическим компаниям внедрять обязательную двойную верификацию для всех операций, связанных с изменением маршрутов, переводами средств и передачей грузов. Любой «срочный» звонок от руководства, по его словам, должен дополнительно подтверждаться через альтернативный канал связи.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru