Институт Радио предложил отменить мобильное рабство

Институт Радио предложил отменить мобильное рабство

Институт Радио предложил отменить мобильное рабство

Власти обсудят возможность переноса номера мобильного телефона из одного региона в другой. С инициативой выступил НИИР. Крупные операторы считают, что новый сценарий приведет к росту тарифов и мошеннических звонков. Может потребоваться доработка СОРМ.

О заявке Научно-исследовательского института Радио (НИИР) в Минэкономразвития сообщает РБК. НИИР просит организовать экспериментальный правовой режим (ЭПР, регуляторные “песочницы”) по переносу номеров телефонов между регионами и создание пилотной зоны. Заинтересованными операторами связи выступают “Тинькофф Мобайл” и “СИМ Телеком”.

Речь идет о так называемом принципе MNP (mobile number portability) — возможности переходить от одного мобильного оператора к другому с сохранением своего номера телефона.

Сам принцип действует в России с 2013 года, но позволяет переносить номер между операторами, работающими только в одном и том же регионе.

НИИР является оператором базы данных перенесенных номеров, отвечает за технический процесс, маршрутизацию звонков и сообщений.

По данным НИИРа, услугой уже воспользовались 24,3 млн абонентов.

Цель эксперимента — обеспечить возможность переноса номеров в пределах всей территории России, в первую очередь мобильных, но в будущем принцип могут распространить и на городские номера.

“Сейчас абонент может переходить от одного оператора к другому без смены номера внутри одного региона, но, например, при смене места жительства с одного региона на другой ему номер придется менять, — объясняет гендиректор НИИРа Олег Иванов. — То есть так называемое мобильное рабство сохраняется на региональном уровне. Если перенос номеров между операторами разных регионов можно будет организовать, то и эта проблема будет снята”.

Представитель “МегаФона” сообщил, что в компании не поддерживают инициативу, так как ее реализация “может повлечь рост мошеннических звонков и негативно повлиять на стоимость тарификации для абонентов при междугородных и межоператорских звонках”.

В “Ростелекоме” заявили, что им “известно об инициативе по введению межрегионального MNP” и считают, что “на данном этапе она требует четкой проработки в части изменения правил работы с номерной емкостью регионов и технических настроек”.

По мнению некоторых экспертов, новый сценарий может потребовать доработки сетей и систем оперативно-разыскных мероприятий (СОРМ).

Представитель НИИРа вопрос необходимости установки дополнительных СОРМ не прокомментировал.

Однако источник РБК, знакомый с подготовкой эксперимента, сообщил, что его участники запрашивали позицию ФСБ.

Ведомство ответило, что дополнительное оборудование СОРМ при внедрении межрегионального MNP не потребуется.

Также у службы спрашивали, затруднит ли эта инициатива ее взаимодействие с операторами связи в рамках оперативно-разыскных мероприятий, и получили отрицательный ответ.

В то же время ФСБ указала, что минимальный срок для переноса номера между регионами должен составлять не менее 15 дней. Сейчас внутри одного региона можно перенести номер минимум за восемь дней, но в планах НИИРа сократить его до одного дня, а саму услугу полностью перевести в онлайн.

ИИ-браузеры не избавятся от угрозы инъекции в промпт, признали в OpenAI

OpenAI признала: инъекции в промпт — одна из самых сложных и живучих угроз для ИИ, и полностью избавиться от неё в ближайшее время не получится. Об этом компания написала в блоге, посвящённом усилению защиты своего ИИ-браузера ChatGPT Atlas.

Инъекции в промпт (prompt injection) — это атаки, при которых ИИ «подсовывают» скрытые инструкции, например в письмах или на веб-страницах, заставляя агента выполнять вредоносные действия.

По сути, это цифровой аналог социальной инженерии — только направленный не на человека, а на ИИ.

«От таких атак, как и от мошенничества в интернете, вряд ли когда-нибудь будет стопроцентная защита», — прямо заявили в OpenAI.

В компании признают, что запуск ИИ в Atlas расширил поверхность атаки. И это не теоретическая угроза: сразу после выхода браузера на рынок исследователи показали, что несколько строк текста в Google Docs могут изменить поведение ИИ-агента.

В тот же день разработчики браузера Brave опубликовали разбор, где объяснили, что косвенные промпт-инъекции — системная проблема для всех ИИ-браузеров, включая Perplexity Comet.

С этим согласны и регуляторы. В начале месяца Национальный центр кибербезопасности Великобритании предупредил, что подобный вектор атаки на генеративные ИИ нельзя устранить, и призвал сосредоточиться не на «полной защите», а на снижении рисков и ущерба.

Решение OpenAI выглядит почти символично — компания создала автоматического атакующего на базе LLM. По сути, это ИИ, обученный с помощью играть роль хакера и искать способы внедрить вредоносные инструкции в агента.

Этот «бот-взломщик» тестирует атаки в симуляции; видит, как целевой ИИ рассуждает и какие действия предпринимает; дорабатывает атаку и повторяет попытки десятки и сотни раз.

 

Такой доступ ко внутренней логике агента недоступен внешним исследователям, поэтому OpenAI рассчитывает находить уязвимости быстрее реальных злоумышленников.

«Наш автоматический атакующий способен уводить агента в сложные вредоносные сценарии, растянутые на десятки и даже сотни шагов», — отмечают в OpenAI.

По словам компании, ИИ уже обнаружил новые векторы атак, которые не выявили ни внутренние Red Team, ни внешние исследователи.

В одном из примеров OpenAI показала, как вредоносное письмо с скрытой инструкцией попадает во входящие. Когда агент позже просматривает почту, он вместо безобидного автоответа отправляет письмо об увольнении. После обновления защиты Atlas смог распознать такую атаку и предупредить пользователя.

OpenAI честно признаёт: идеального решения не существует. Ставка делается на масштабное тестирование, быстрые патчи и многоуровневую защиту — примерно о том же говорят Anthropic и Google, которые фокусируются на архитектурных и политических ограничениях для агентных систем.

При этом OpenAI рекомендует пользователям снижать риски самостоятельно:

  • не давать агенту «широкие полномочия» без чётких инструкций;
  • ограничивать доступ к почте и платёжным данным;
  • подтверждать действия вроде отправки сообщений и переводов вручную.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru