Одну единственную мобильную ОС еще не выбрали

Одну единственную мобильную ОС еще не выбрали

Одну единственную мобильную ОС еще не выбрали

Минпромторг собирает данные о защищенности российских мобильных ОС и возможности локализовать иностранные. Чиновников интересует, какие операционки справятся, если завтра заблокируют зарубежные технологии.

О письме Минпромторга российским вендорам пишет сегодняшний “Ъ”. Запрос от министерства 9 ноября получили 13 организаций, в том числе “Лаборатория Касперского”, “Аквариус” и “Открытая мобильная платформа” (ОМП, разработчик ОС “Аврора”), а также российские производители и продавцы электроники.

Минпромторг просит компании оценить безопасность отечественных и “доступных для локализации в РФ зарубежных мобильных ОС, которые могут быть использованы в рамках создания российской”.

Чиновники пытаются понять, какие в целом в России существуют мобильные ОС и какие из них имеют потенциал дальнейшего развития в отрыве от зарубежных платформ и сервисов, а также насколько возможно локализовать в России разработку независимых зарубежных ОС.

“И речь идет не об Android, а о решениях на собственных ядрах”, — отмечает собеседник издания на ИТ-рынке.

По мнению директора центра разработки Artezio Дмитрия Паршина, под локализацией в данном случае понимается адаптация ОС к требованиям российского законодательства и нуждам пользователей.

“Речь идет о контроле за сбором персональных данных, доступности сервисов, приложений, возможности обеспечить работоспособность системы”, — уточняет Паршин.

Оценка безопасности ОС в большей степени направлена именно на определение уровня технологической независимости в условиях санкций, то есть в отрыве от зарубежных технологий, считает собеседник издания на рынке кибербезопасности.

Речь может идти о связи российских ОС с зарубежными технологиями и разработчиками. Например, ОС “Аврора” исходно работала на базе открытого кода финской Jolla Oy — бывших сотрудников Nokia.

Разработкой отечественных мобильных ОС занимается несколько компаний. Накануне стало известно, что “ростелекомовский” ОМП рассчитывает к 2030 году развить линейку смартфонов и планшетов на ОС “Аврора”. Проект обойдется почти в 500 млрд руб. с господдержкой.

Но запрос Минпромторга может означать, что выбор в пользу одной отечественной ОС еще не сделан.

В сообществе Linux впервые появился план на случай ухода Линуса Торвальдса

Сообщество разработчиков ядра Linux впервые официально оформило план на случай, если Линус Торвальдс вдруг решит уйти на пенсию или если что-то пойдёт не так. Сам Торвальдс возглавляет разработку ядра с 1991 года, и за это время стал не просто мейнтейнером, а настоящей константой проекта.

Не так давно он и сам заметил, что сообщество «становится возрастным», но при этом подчеркнул: с точки зрения экспертизы всё в порядке — новые люди приходят, и через несколько лет вырастают в ключевых разработчиков.

Тем не менее вопрос «а что если?» всё же решили закрыть документально. Новый план — это сценарий, который будет задействован только в том случае, если не получится провести спокойную и заранее подготовленную передачу полномочий.

Если такой момент всё-таки настанет, первым делом сообщество назначит организатора. Им станет либо последний организатор Maintainers Summit, либо действующий председатель Технического консультативного совета Linux Foundation (TAB). После этого у него будет 72 часа, чтобы запустить обсуждение с участниками последнего саммита мейнтейнеров.

Если же с последнего Maintainers Summit прошло больше 15 месяцев, список участников определит TAB — с правом привлекать других мейнтейнеров по своему усмотрению. Дальше всё довольно по-деловому: у этой группы есть две недели, чтобы прийти к решению и объявить его сообществу через почтовые рассылки.

По сути, это аккуратно оформленный способ сказать: «Мы знаем, как договориться, но на всякий случай записали процесс на бумаге».

Ирония в том, что даже без такого плана Linux вряд ли оказался бы в кризисе. Как не раз отмечал сам Торвальдс, проектов с мейнтейнерами, которые работают над кодом более 30 лет подряд, в open source практически не существует. Сообщество ядра давно научилось самоорганизации — просто до сих пор у него был нулевой так называемый bus factor.

Bus factor — это количество людей, которые могут «выпасть» из проекта (по любой причине), прежде чем он окажется в серьёзной опасности. У Linux этот показатель формально равнялся нулю: без Торвальдса всё держалось, но официального плана не существовало.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru