Сбербанк: Нужно создать систему госуправления в сфере кибербезопасности

Сбербанк: Нужно создать систему госуправления в сфере кибербезопасности

Сбербанк: Нужно создать систему госуправления в сфере кибербезопасности

Действия всех структур, обеспечивающих информационную безопасность страны, должны быть скоординированы. Об этом заявил заместитель Председателя Правления Сбербанка Станислав Кузнецов в ходе дискуссии «Кибербезопасность — новые реалии» на SOC-Форуме.

Как отметил Станислав Кузнецов, 95% крупных российских компаний не смогли эффективно отразить кибератаки, произошедшие в этом году. Сегодня против России в целом и против Сбера, как одной из самых атакуемых компаний страны, развернута полномасштабная кибервойна. Растёт не только количество атак, но и их сложность. Цель всех атак, которые уже произошли и будут происходить, одна — вывести из строя критическую инфраструктуру и крупнейшие предприятия, остановить их деятельность и спровоцировать коллапс.

Станислав Кузнецов подчеркнул, что взаимодействие с регуляторами в сфере кибербезопасности за эти месяцы вышло на новый уровень, оперативно были приняты правильные решения. И сейчас отрасль информационной безопасности стоит на пороге структурных изменений. Необходимо срочно решать три основные проблемы: создать систему госуправления в отрасли, разработать и внедрить технологии, подготовить квалифицированные кадры.

В новых реалиях ключевое значение приобретает цифровой суверенитет государства — способность контролировать данные, аппаратное и программное обеспечение. Он складывается из информационного суверенитета, который в целом уже обеспечен, и технологического суверенитета, который обеспечен не полностью. В плюсе — средства защиты информации, криптографические протоколы, платёжная система, навигационная и поисковая системы, фото- и видеохостинги. В минусе пока — процессоры, микросхемы, ЦОДы, программная и мобильная платформа, сети связи.

Конкуренция среди отечественных разработчиков сейчас несравнима с той, что была, когда на российском рынке присутствовали зарубежные решения. А чем больше конкуренции — тем больше развития. При этом уже к 1 января 2025 года в России нельзя будет использовать иностранное ПО в значимых объектах критической информационной инфраструктуры, а также любые средства защиты информации недружественных иностранных государств.

Станислав Кузнецов, заместитель Председателя Правления Сбербанка:

«У нас осталось всего два года, чтобы соответствовать высоким требованиям, которые зафиксированы в указах Президента России. Для нас это вызов и возможность сделать рывок. Мы видим, что пока многие крупные компании и высоконагруженные системы чувствуют себя неуверенно. У Сбера есть сильные продукты кибербезопасности. Но ещё больше предстоит сделать, и координация наших усилий очень важна. Сегодня самая срочная задача для совместной работы регуляторов и бизнеса — кадры. Это настолько критично, что проблему надо решать в ручном режиме, инвестировать в неё средства и время. Мы должны объединиться, чтобы принимать быстрые решения».

Кибершпионы в России переключились на НИОКР и инженерные предприятия

Доля кибератак на российские организации, совершаемых с целью шпионажа, заметно выросла. По данным портала киберразведки BI.ZONE Threat Intelligence, в 2025 году на шпионские операции пришлось уже 37% атак (против 21% годом ранее). Иными словами, если раньше шпионской была примерно каждая пятая атака, то теперь — уже почти каждая третья.

При этом госсектор остаётся для таких группировок целью номер один. На органы государственного управления приходится 27% атак шпионских кластеров.

Но интерес злоумышленников всё чаще смещается и в сторону науки и технологий. Доля атак на организации, связанные с НИОКР, за год выросла вдвое — с 7% до 14%.

Как отмечает руководитель BI.ZONE Threat Intelligence Олег Скулкин, рост доли шпионских атак почти в полтора раза стал одним из ключевых трендов 2025 года. По его словам, специалисты наблюдают более 100 кластеров, нацеленных на Россию и страны СНГ, и около 45% из них — это именно шпионские группировки.

Интересно, что такие кластеры сильно различаются по уровню подготовки. В одних случаях злоумышленники применяют технически сложные инструменты, но выдают себя плохо составленными фишинговыми письмами. В других — атаки относительно простые, зато адаптированы под локальный контекст и выглядят максимально правдоподобно.

Так, во второй половине декабря 2025 года группировка Rare Werewolf атаковала научно-исследовательское и производственное предприятие оборонно-промышленного комплекса. Жертве отправили письмо якобы с коммерческим предложением на поставку и монтаж сетевого оборудования — от имени сотрудника научно-производственного центра беспилотных систем.

Во вложении не было классических зловредов. Вместо этого использовались легитимные инструменты: AnyDesk для удалённого доступа, 4t Tray Minimizer для скрытия окон и утилита Blat — для незаметной отправки похищенных данных. Такой подход позволяет дольше оставаться незамеченными и обходить системы защиты.

Впрочем, легитимными программами дело не ограничивается. Почти все шпионские кластеры активно применяют зловред собственной разработки. Новые самописные инструменты помогают обходить средства защиты и закрепляться в инфраструктуре на длительное время.

Кроме того, такие группировки, как правило, не стеснены в ресурсах. Они могут позволить себе покупку дорогостоящих эксплойтов, включая 0-day. Ранее специалисты BI.ZONE фиксировали атаки кластера Paper Werewolf, который, предположительно, приобрёл на теневом форуме эксплойт к уязвимости в WinRAR за 80 тысяч долларов.

Судя по динамике, кибершпионаж становится всё более системным и профессиональным — и явно не собирается сдавать позиции.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru