Газпромбанк пожаловался на мощную DDoS-атаку

Газпромбанк пожаловался на мощную DDoS-атаку

Газпромбанк пожаловался на мощную DDoS-атаку

6 сентября на сервисы Газпромбанка натравили ботов. В результате DDoS-атаки пострадали сайт компании, кол-центр и смс-провайдер. ИБ-отдел Газпромбанка жалуется, что бизнесу в кибервойне не помогают силовики.

“Прошли те времена, когда модель угроз состояла из криминала, а целью была нажива. Теперь это политически подкованные группы с идеей что-то обрушить, сделать что-то плохое”, — этими словами начал свое выступление на Business Information Security Summit Александр Егоркин, первый вице-президент Газпромбанка.

Егоркин рассказал о масштабной DDoS-атаке, которой подверглись сервисы Газпромбанка 6 сентября. Хактивисты настроили тысячи ботов, которые одномоментно заполняли анкеты на сайте банка. Злоумышленники вбивали в форму данные из утечек интернет-провайдера, а тот автоматически рассылал сообщения по указанным номерам телефонов.

В итоге “упали” сайт и кол-центр Газпромбанка, а также сам смс-провайдер, рассказывает Егоркин.

“Надо отдать должное, атакующие серьезно готовились”, — оправдывается Егоркин. В тот же день атакам подвергся банк-клиент и сетевой экран Газпромбанка. По словам топ-менеджера, на восстановительные работы ушло примерно четыре часа.

Егоркин считает, что в сегодняшних сложных условиях кибервойны банки остаются один на один с хактивистами. Силовые структуры не уделяют должного внимания ни предотвращению, ни расследованию инцидентов.

Нас “дидосили” с российских, белорусских и китайских IP-адресов, добавляет ИБ-специалист. “Интернет-проксеры” и правоохранительные органы могли бы оперативно найти центр управления атаками и заблокировать сервер. Но этим никто не занимается.

“Каждый сам за себя в этом киберпространстве”, — сожалеет Егоркин.

Представитель Газпромбанка считает, что государство должно активнее помогать бизнесу в борьбе с атаками.

Уже на другой дискуссии, участников круглого стола “Ландшафт и стратегия ИБ голосами практиков” спросили, нужно ли государству больше вмешиваться в “разборки” больших бизнесов с киберпреступниками.

Крупные финансово-коммерческие организации должны сами оценивать свои риски, высказался Роман Морозов, руководитель Управления информационной безопасности Департамента безопасности, Capital Group.

Государство уже и так достаточно делает, добавили другие спикеры.

На рост атак жаловался и представитель коммерческого банка Кыргызстана.

Все мошенники, которые до этого терроризировали своими звонками российских пользователей, перешли на наших граждан, — уточнил начальник Службы ИБ Батырбек Абдрашитов. — В том числе потому, что официальный государственный язык в Кыргызстане — русский”.

Аферисты масштабировали свои сценарии на киргизских граждан.

После введения антироссийских санкций Кыргызстан стал плацдармом для поддержки “изъятых” в России банковских услуг, напоминает Абдрашитов. Риски при этом возросли.

“Нам было бы полезно и приятно принять участие в киберучениях вместе с российскими коллегами”, — добавляет Абдрашитов.

Есть вопросы у бизнеса и к импортозамещению, которое теперь принято называть “цифровой независимостью”.

В Газпромбанке больше половины систем уже импортозамещены, рассказывает Егоркин. Еще несколько десятков продуктов проходят тесты. По словам топ-менеджера, основные претензии к российским решениям — нагрузочные характеристики, слабая функциональность, сбои и “недружелюбный” интерфейс.

С такой оценкой согласен и Юрий Забавин, начальник отдела ИБ РусГазШельф:

“Многие российские решения, которые предлагают сейчас наши вендоры вместо ушедших, имеют костыли. Многие топовые решения ушли с рынка. Российские же не могут полноценно заменить. Интерфейс, нагрузочные характеристики не справляются, многое в стадии разработки. Мы ищем отечественные аналоги, которые бы нас удовлетворили. Но многие иностранные решения по деньгам были дешевле, чем наши. Сейчас я формирую бюджет. Пока не знаю, как буду защищать этот бюджет, если решения в 2022 году на такое же количество людей, стоят намного дороже, чем в 2021”.

Сдержанные эмоции вызвала у представителей бизнеса инициатива оборотных штрафов за утечки. На первой пленарной сессии BISS’22 регуляторы активно требовали большей ответственности для игроков.

По мнению вице-президента Газпромбанка, если банк внедрил все нужные ИБ-решения и соответствует требованиям, его не за что наказывать.

“Любая система уязвима, — считает Егоркин. — Тот, кто говорит, что можно построить неуязвимую систему, ничего не понимает в ИБ. Имея неограниченный денежный и временной ресурс, можно взломать любую систему”.

Кроме того, высокие оборотные штрафы могут спровоцировать шантажистов, считают участники дискуссии.

Оборотные штрафы за утечки — это философский вопрос, готового решения пока нет, заключили эксперты ИБ от бизнеса.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Доля российского ПО на ЭГЕ выросла до 20%, но замедлилась

За последние четыре года доля российских регионов, использующих отечественное программное обеспечение для проведения итоговой аттестации по информатике, выросла с 11% до 20%. Однако в 2025 году эта доля немного снизилась по сравнению с 2024 годом, когда она превышала 20%.

Такие данные представил Комитет по информатизации образования Ассоциации разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт».

Согласно информации ассоциации, Microsoft Office, LibreOffice и OpenOffice по-прежнему доминируют, хотя их доля постепенно снижается на фоне роста использования российских аналогов.

Лидером остаётся LibreOffice — его используют в 55 регионах. Такой выбор объясняется бесплатной лицензией, открытым исходным кодом и совместимостью с российскими операционными системами, в некоторые из которых он входит «из коробки».

Москва и Санкт-Петербург продолжают использовать Microsoft Office — главным образом из-за привычности и широкого распространения этого пакета в образовательных учреждениях. Однако его позиции сдают: всё чаще его заменяют как решения на открытом коде, так и российские продукты. В отдельных регионах, например в Вологодской области, допускается использование сразу нескольких офисных пакетов.

АРПП «Отечественный софт» отмечает активное распространение российских решений — «МойОфис» и «Р7-Офис». Если в 2021 году они использовались лишь в одном регионе, то в 2024 году — уже в 27.

По прогнозам, в 2026 году рост доли российского ПО продолжится. Согласно оптимистичному сценарию, она достигнет 50–60%, по консервативному — 40–45%. При этом доля зарубежных продуктов, в первую очередь устаревшего OpenOffice, будет сокращаться. Microsoft Office и LibreOffice также потеряют часть аудитории, но менее стремительно.

В ассоциации подчёркивают, что для ускорения перехода на отечественное ПО необходимо активнее внедрять его в образовательный процесс, адаптировать учебные программы и обеспечивать техническую поддержку. Учителям и организаторам экзаменов специалисты АРПП советуют учитывать региональные особенности, а разработчикам — адаптировать свои продукты под требования экзаменационных заданий.

«Мы уже несколько лет наблюдаем за ситуацией с проведением итоговой аттестации в компьютерной форме и анализируем по открытым источникам информацию о применяемом ПО. Видим положительную динамику, но её темпы пока невысоки: за четыре года лишь около 20% регионов перешли на российские решения. Выбор отечественного ПО — это не только вопрос безопасности, но и вклад в будущее ИТ-отрасли страны. Наш опыт показывает, что российские продукты не уступают зарубежным аналогам, а их использование в школах — это инвестиции в цифровую экономику России», — прокомментировала Анастасия Горелова, глава комитета по информатизации АРПП «Отечественный софт».

«Курс на технологический суверенитет сегодня проходит красной нитью через все сферы. Поэтому так важно, чтобы знакомство с российскими решениями начиналось ещё в школе. Чем раньше учащиеся начнут работать с отечественным ПО, тем проще им будет в будущем», — отметила Анастасия Баранова, руководитель направления обучения Центра по работе с образовательными учреждениями АО «Р7».

«Мы видим разрыв между тем, чему учат в школах, и тем, что регионы выбирают для экзаменов. Учебные материалы ориентированы на зарубежное ПО, и школам сложно самостоятельно осваивать новые инструменты. В “МойОфис” мы стараемся сократить этот разрыв — обучаем педагогов точечно в регионах, а также проводим открытые бесплатные лекции каждый месяц. На этом этапе особенно важна поддержка со стороны региональных властей и профильных министерств, чтобы как можно больше педагогов и учеников знали о российских решениях и умели ими пользоваться», — добавила Светлана Гиацинтова, генеральный директор «Хаб Знаний МойОфис».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru