Минцифры опровергло планы поднять долю российских акционеров ПО до 90%

Минцифры опровергло планы поднять долю российских акционеров ПО до 90%

Минцифры опровергло планы поднять долю российских акционеров ПО до 90%

Минцифры не выступало с инициативой, при которой до 90% акций компаний-разработчиков должны принадлежать российским гражданам. Статью “Ведомостей” в министерстве назвали “попыткой недобросовестных участников рынка повлиять на позицию регулятора”.

О планах поднять планку владения российскими акциями для вендоров, которые хотят попасть в реестр отечественного ПО, написали сегодня “Ведомости”. Журналисты ссылались на слова двух анонимных чиновников.

Мы публикуем опровержение Минцифры, пришедшее в редакцию Anti-Malware.ru, полностью:

“Никаких предложений, проектов нормативно-правовых актов на эту тему не разрабатывается.

Более того, ранее министерство озвучивало предложения по снижению порога участия российских акционеров ниже 50%.

Такой вариант предлагался для публичных компаний, которые торгуются на бирже. При условии, что ни у одного из иностранных держателей в одних руках доля не будет больше, чем у российских.

Упростить порядок также важно с учетом вступления в силу поправок в Налоговый кодекс, которые расширяют число льготополучателей. Например, теперь на льготы смогут претендовать интернет-компании.

С учетом того, что включение в реестр российского софта дает определенные льготы, считаем, что это попытка недобросовестных участников рынка искусственно ограничить конкуренцию, что вредно как для пользователей (граждан и бизнеса), так, в конечном итоге, и для ИТ-отрасли.

При этом Минцифры находится в диалоге с отраслевыми ассоциациями и обсуждает с ними варианты реализации этих предложений.

Опубликованная статья в газете «Ведомости» — это попытка недобросовестных участников рынка повлиять на позицию регулятора. Более того, Минцифры на запрос газеты сообщало, что информация о таких планах не соответствует действительности, о чем издание не написало”.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Количество кибератак на автомобили в России в 2025 году выросло на 20%

Согласно исследованию АО «ГЛОНАСС» и компании «Технологии безопасности транспорта» (ТБТ), за восемь месяцев 2025 года зафиксировано 328 кибератак на автомобили. Это на 20 больше, чем за аналогичный период 2024 года. О 20-процентном росте в годовом выражении сообщили также в компании «Спикател», однако абсолютные значения там не раскрыли.

Отчёт по исследованию оказался в распоряжении «Ведомостей». Данные собирались из разных источников: как открытых (ИТ-компании, органы власти), так и закрытых — включая результаты bug bounty-программ и информацию из профессиональных сообществ специалистов по ИТ и ИБ.

Анализ показал, что 93% атак совершаются удалённо. В 85% случаев злоумышленники эксплуатируют уязвимости Bluetooth или облачных сервисов. Такие атаки позволяют дистанционно управлять автомобилем или даже угнать его. В числе часто используемых векторов названы системы сенсорного слияния (лидары и радары), технологии SDV (Software Defined Vehicles, программно определяемый функциональность автомобиля) и AV (Autonomous Vehicles, системы автономного вождения).

По словам руководителя направления кибербезопасности транспортных средств АО «ГЛОНАСС» Владимира Педанова, особенно востребованы взломы SDV-сервисов, которые автопроизводители предоставляют за дополнительную плату. Так, Volkswagen, Tesla и John Deere распространяют подобные функции через подписки. Например, инструменты для взлома автопилота John Deere появились всего через месяц после начала его коммерческого распространения.

Взлом технологий автопилота, подчеркнул Педанов, гораздо опаснее, так как напрямую влияет на безопасность движения. Однако исполнительный директор ассоциации «Консорциум предприятий в сфере автомобильных электронных приборов и телематики» Дмитрий Корначев считает, что ущерб от таких атак пока ограничен из-за невысокой зрелости телематических систем.

Главным мотивом злоумышленников становится блокировка систем автомобиля ради вымогательства. При этом сами автопроизводители также могут использовать схожие механизмы против «серых» машин.

Генеральный директор группы компаний ST IT, эксперт рынка TechNet НТИ Антон Аверьянов указал, что перспективным вектором атак остаются внутренние сервисы автопроизводителей, где также выявляются уязвимости. Так, в сентябре 2024 года была обнаружена брешь в инфраструктуре KIA, затронувшая даже автомобили, владельцы которых не подключали KIA Connect. Однако такие случаи редки и быстро устраняются.

Руководитель ИБ-направления «Телеком биржи» Александр Блезнеков назвал системной проблемой крайне низкий уровень защищённости бортовых систем. Во многих автомобилях средства защиты отсутствуют вовсе, что делает их уязвимыми как для удалённых атак через интернет, так и для атак в непосредственной близости к машине.

Как отметил директор департамента расследований T.Hunter Игорь Бедеров, современные автомобили фактически превратились в компьютеры на колёсах. Они оснащены множеством систем, подключённых к интернету через сотовую связь или Wi-Fi, что значительно расширяет поверхность атаки. При этом автопроизводители и их поставщики становятся привлекательными целями для финансово мотивированных злоумышленников.

В то же время подобные угрозы актуальны лишь для относительно небольшой части автопарка. По данным страховых компаний, на которые ссылаются «Ведомости», как минимум 70% автомобилей в России старше 10 лет, и для них киберриски фактически не представляют опасности.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru