Малыш Mars Stealer крадет данные из криптокошельков и 2FA-плагинов

Малыш Mars Stealer крадет данные из криптокошельков и 2FA-плагинов

Малыш Mars Stealer крадет данные из криптокошельков и 2FA-плагинов

На русскоязычных хакерских форумах активно рекламируется Windows-троян, облегчающий кражу криптовалюты. Анализ образца Mars Stealer показал, что это усовершенствованная версия инфостилера Oski, свернувшего свои операции полтора года назад.

Последний появился в поле зрения ИБ-экспертов в конце 2019 года. Весной 2020-го Oski засветился в киберкампании, использующей взлом роутеров для перенаправления жертв на вредоносные сайты (путем подмены DNS). В июле того же года создатели зловреда перестали отвечать на запросы потенциальных покупателей и закрыли свой Telegram-канал, удалив аккаунт и бот.

Новобранец Mars Stealer, как и Oski, обладает функциями даунлоудера и снабжен кастомным грабером. Он умеет собирать информацию о зараженной системе, а также извлекать сохраненные данные из трех десятков браузеров, почтового клиента Thunderbird и 11 криптокошельков, не считая производные Bitcoin Core. Примечательно, что Outlook в списке целевых программ не значится, а у Oski он присутствовал.

От предшественника и других аналогов Mars Stealer отличают малые размеры (всего 95 Кбайт), а также повышенный интерес к браузерным плагинам для двухфакторной аутентификации (четыре 2FA-расширения и менеджер паролей Trezor) и работы с криптой (почти 40 наименований).

 

Собранную информацию вредонос отсылает на командный сервер, используя SSL-соединения. Строки кода Mars Stealer зашифрованы по RC4 и Base64, чтобы затруднить анализ. С той же целью троян использует функцию Sleep и проверяет наличие эмулятора Windows Defender. Защитить зловреда от обнаружения помогают техники сокрытия вызовов API и функция самоудаления (с помощью cmd.exe).

В тех случаях, когда временная характеристика вредоносного файла расходится с системным временем / датой больше чем на месяц, Mars Stealer завершает свой процесс. То же происходит, когда выясняется, что жертва по умолчанию использует язык страны бывшего СНГ (русский, белорусский, казахский, узбекский, азери).

В настоящее время преемника Oski детектирует подавляющее большинство антивирусов из коллекции VirusTotal (60 из 69 по состоянию на 2 февраля).

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru