Реинкарнация вымогателя Cerber использует уязвимости Confluence и GitLab

Реинкарнация вымогателя Cerber использует уязвимости Confluence и GitLab

Реинкарнация вымогателя Cerber использует уязвимости Confluence и GitLab

В стане шифровальщиков объявился плагиатор: новая находка ИБ-экспертов заимствует некогда грозное имя Cerber, но атакует не только Windows, но и Linux. В частности, для проникновения на серверы зловред использует недавно опубликованные RCE-уязвимости в Atlassian Confluence и GitLab.

Изначальный Cerber появился на интернет-арене в 2016 году и начал быстро набирать обороты. Через пару лет его активность стала снижаться и к концу 2019 года практически угасла.

В прошлом месяце ИБ-исследователи обнаружили в дикой природе новые образцы вымогательской программы, именуемой Cerber. Вредонос способен шифровать файлы и в Windows, и в Linux; к итогу он добавляет расширение .locked и оставляет на машине записку __$$RECOVERY_README$$__.html с требованием выкупа в размере от $1000 до $3000.

Анализ кода показал, что новобранец не похож на прежних представителей семейства Cerber, которые к тому же не имели шифратора для Linux. Тем не менее, авторы новоявленного зловреда позаимствовали не только имя, но также заголовок обращения к жертве и сайт для приема платежей в сети Tor.

Для внедрения шифровальщика на сервер злоумышленники используют уязвимость CVE-2021-26084 в Confluence или CVE-2021-22205 в GitLab. Обе допускают удаленный эксплойт без аутентификации и позволяют выполнить сторонний код в системе. Производители уже выпустили патчи, и PoC-коды стали достоянием общественности.

Образец, подвергнутый анализу в BleepingComputer, был нацелен на такие папки:

  • C:\Program Files\Atlassian\Application Data
  • C:\Program Files\Atlassian\Application Data\Confluence
  • C:\Program Files\Atlassian\Application Data\Confluence\backups

Операторы нью-Cerber проводят свои атаки по всему миру, уделяя особое внимание мишеням в США, Германии и Китае (совокупно более половины инцидентов, зафиксированных исследователями из Tencent). В BleepingComputer удалось также подтвердить большое количество заражений в России.

 

Активный патчинг Confluence и GitLab на местах, по мнению экспертов, может заставить злоумышленников переключиться на другие уязвимости, открывающие доступ к серверам.

300 ТБ музыки из сервиса Spotify утекли на торренты

Spotify оказался в центре громкого скандала из-за крупнейшей утечки музыки за всю историю стриминга. По данным даркнет-библиотеки Anna’s Archive, с платформы якобы было скачано почти 300 ТБ аудиоконтента, который уже распространяется на торрентах.

22 декабря Spotify подтвердил слив и заявил, что выявил и отключил «вредоносные пользовательские аккаунты», которые занимались незаконным скрейпингом и обходом DRM-защиты:

«Мы внедрили дополнительные меры защиты и продолжаем мониторинг подозрительной активности. С первого дня мы стоим на стороне артистов и боремся с пиратством», — говорится в заявлении компании.

Ранее Spotify также сообщил Android Authority, что третья сторона получила несанкционированный доступ, выгрузила публичные метаданные и «с использованием нелегальных методов» смогла получить доступ к части аудиофайлов.

И вот это самое слово «часть» — ключевое. По утверждению Anna’s Archive, в Сеть попало около 86 миллионов треков — это примерно 37% всей музыкальной библиотеки Spotify, но при этом они якобы покрывают 99,9% всех прослушиваний на платформе.

 

Основные детали утечки выглядят так:

  • большинство файлов сохранены в оригинальном формате OGG Vorbis 160 kbps;
  • треки с нулевой популярностью были перекодированы до 75 kbps, чтобы сэкономить место;
  • выгружено 256 миллионов строк метаданных, охватывающих 99,6% всех прослушиваний;
  • собрано 186 миллионов уникальных ISRC-кодов — глобальных идентификаторов музыкальных записей (аналог ISBN у книг);
  • восстановлен почти полный JSON-аналог API Spotify: с артистами, альбомами, обложками и всей служебной информацией.

Все эти данные уже выложены в виде SQL-баз, доступных для запросов.

Anna’s Archive называет себя не пиратами, а «архивистами». В своём блоге группа объясняет, что цель проекта — долговременное сохранение всей музыки, а не только хитов.

По мнению авторов проекта, Spotify слишком ориентирован на популярность и коммерцию, а миру нужен «авторитетный набор торрентов, представляющий всю музыку, когда-либо созданную».

Файлы распространяются в собственном формате Anna’s Archive Containers (AAC), который проект использует уже несколько лет. Метаданные опубликованы сразу, а сами аудиофайлы будут выкладываться поэтапно, крупными блоками и отсортированными по популярности.

Так что реальные последствия этой истории — для Spotify, правообладателей и музыкальной индустрии в целом — станут заметны не сразу, а со временем.

Spotify, в свою очередь, продолжает расследование и подчёркивает, что работает с партнёрами по отрасли для защиты авторских прав. Но, судя по масштабам произошедшего, этот инцидент ещё долго будет всплывать в обсуждениях и явно войдёт в историю.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru