Group-IB помогла итальянцам поймать мошенников, торгующих ковид-пропусками

Group-IB помогла итальянцам поймать мошенников, торгующих ковид-пропусками

Group-IB помогла итальянцам поймать мошенников, торгующих ковид-пропусками

Прокуратура Милана сообщила о проведении операции No-Vax free по результатам расследования деятельности группы аферистов, наживавшихся на продаже поддельных зеленых пропусков (Green Pass) в Telegram. В Венето, Лигурии, Апулии и Сицилии проведены аресты и обыски; четверо задержанных уже сознались в мошенничестве.

Зеленый пропуск — это сертификат европейского образца, свидетельствующий о том, что его владелец привит от COVID-19, недавно переболел или прошел тест с отрицательным результатом. В Италии такой сертификат спрашивают при посещении общественных мест, а с 15 октября его наличие стало обязательным также для сотрудников частных компаний и госорганов.

Те, кто не может получить Green Pass легальным путем, ищут другие возможности; как и следовало ожидать, возросший спрос породил множество схожих схем отъема денег у доверчивых граждан. Итальянская ОПГ облюбовала с этой целью Telegram. Незаконное предпринимательство попало в поле зрения правоохранителей в минувшем июле; к расследованию были привлечены эксперты Group-IB.

На настоящий момент выявлено мошеннических Telegram-каналов с общей аудиторией около 100 тыс. человек. Потенциальному покупателю обещают «подлинный сертификат с QR-кодом» и предлагают создать закрытый чат для передачи персональных данных — таких как полное имя, дата рождения, место жительства, идентификатор налогоплательщика.

Стоимость поддельного Green Pass в среднем составляет €100. Расплатиться можно переводом через PayPal, эфирами / биткоинами либо подарочными картами Amazon. Получив оплату, мошенники редко предоставляют обещанный товар — обычно просто исчезают с горизонта, удалив чат.

Мошенники пугают школьников запретом на посещение занятий

Банк ВТБ зафиксировал заметный рост атак с применением методов социальной инженерии, направленных на школьников, их родителей и сотрудников образовательных учреждений. Основная цель таких атак — кража персональных и платёжных данных. В одних случаях мошенники используют в качестве предлога обновление или перевыпуск электронного дневника, в других — требуют пройти обязательный медосмотр.

Как отметили в ВТБ в комментарии для РИА Новости, злоумышленники, как правило, действуют по двум схожим сценариям. В обоих случаях они запугивают жертв угрозами недопуска к занятиям.

В рамках этих схем аферисты либо вынуждают перейти по фишинговой ссылке, либо пытаются выманить коды из СМС и push-уведомлений от аккаунтов на портале госуслуг или в банковских приложениях. Конечной целью становится получение персональных данных, «угон» учётной записи Госуслуг или доступ к реквизитам банковских карт, которые затем используются для дальнейших атак.

«Мошенники мастерски играют на доверии школьников. Они обманывают через игры, соцсети, звонки якобы из школы, вербуют в дропы прямо на улицах, предлагая „лёгкий заработок“. Поэтому родителям важно не только установить защитные технологии на устройства, но и заранее обсудить с детьми алгоритм действий в подобных ситуациях: прекратить подозрительный разговор, сообщить о нём родителям и уточнить информацию у классного руководителя», — рекомендует заместитель руководителя департамента по обеспечению безопасности, вице-президент ВТБ Дмитрий Саранцев.

По данным банка, с начала текущего года мошенники резко активизировали атаки на детей. Как правило, их используют в качестве «точки входа» для получения доступа к счетам родителей или законных представителей.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru