Фишеры предлагают россиянам компенсацию за ноябрьский локдаун

Фишеры предлагают россиянам компенсацию за ноябрьский локдаун

Фишеры предлагают россиянам компенсацию за ноябрьский локдаун

Ввод дополнительных ограничений по ковиду в России в начале ноября породил новый всплеск фишинговых рассылок, нацеленных на сбор ПДн и банковских реквизитов. Мошенники от имени несуществующей госорганизации извещают получателя о материальной помощи, которую якобы можно получить в связи с локдауном.

Проведенный в «Лаборатории Касперского» разбор новой мошеннической схемы выявил ряд признаков подлога, на которые получателям спам-писем стоит обратить внимание. Настораживает прежде всего адрес отправителя — вместо имени организации и внятного домена он содержит случайный набор символов.

 

Упомянутый в этой строке Компенсационный фонд на самом деле не существует. Слово «локдаун» в названии темы письма явно неуместно: российские госучреждения обычно его не употребляют, предпочитая говорить о «нерабочих днях» или «ограничительных мерах».

В теле письма автор ссылается на некое постановление правительства, приводя идентификатор, более похожий на номер заказа или артикул товара в магазине. Поиск названного документа в интернете сразу покажет, что это тоже фейк.

Предложение вернуть НДС не менее подозрительно: в России его возвращают только юрлицам. Обычные граждане могут рассчитывать на такую компенсацию лишь при покупке дорогого товара в ходе зарубежной поездки, в остальных случаях речь может идти только о возврате НДФЛ.

Приведенная в теле письма ссылка ведет на сайт некой Единой Службы Социальной Поддержки Населения, который по дизайну слегка схож с порталом госуслуг. Фальшивку здесь тоже выдает адрес стартовой страницы — в нем нет имени организации, а использование домена .xyz и вовсе немыслимо для российского госучреждения.

 

Для определения размера выплаты посетителю предлагается заполнить короткую анкету — ввести ФИО и «три последние цифры паспорта» (sic). Под веб-формой перечислены категории граждан, которые могут претендовать на получение компенсации: самозанятые, попавшие под сокращение, младший медицинский персонал, работники общепита и т. п. Здесь же можно почитать отзывы счастливчиков, которым сайт якобы помог получить матпомощь; подобный раздел вряд ли найдешь на сайтах российских госорганов.

Если заполнить анкету и нажать кнопку «Узнать сумму компенсации», фальшивый сайт сымитирует обработку данных. Вначале отображается поиск по базам какого-то «единого реестра», потом по базам «соцстраха». Для пущей убедительности жертве сообщают, что ее ПДн защищены SSL-шифрованием.

 

По окончании «поиска» выводится итог — оказывается, претенденту положено довольно солидное пособие, больше 200 тыс. руб., но для получения нужно связаться с юристом и оформить заявку.

Нажатие соответствующей кнопки (согласие) активирует чат-бот; его диалог, по словам экспертов, прописан довольно умело. Этот «юрист службы социальных выплат» ищет анкету в базе, не находит ее и предлагает заполнить новую — ввести дату рождения и номер банковской карты.

В Kaspersky отметили, что накопленных к этому моменту данных уже хватит, например, чтобы звонить жертве от имени банка. Но на этом развод не кончается. Оказывается, за регистрацию заявки нужно заплатить 650 руб. и для этого предоставить все данные карты, включая CVV, и адрес email. Таким образом, у мошенников появляется шанс получить не только плату за мифические услуги, но также остальные капиталы жертвы, доверенные банку.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Магнит и Avanpost внедрили систему для управления сертификатами ЭП

Розничная сеть «Магнит» совместно с Avanpost завершила проект по внедрению централизованной системы управления сертификатами электронной подписи и средствами криптографической защиты. Решение позволяет автоматизировать выпуск, продление и перевыпуск сертификатов, которые используются, в частности, для работы с ЕГАИС в торговых точках.

По данным компаний, система охватывает более 20 тысяч объектов сети на территории европейской части России и помогает снизить риски простоев при учёте и продаже алкоголя.

Под управление платформы было взято около 30 тысяч средств защиты информации, а агенты системы развернули на более чем 20 тысяч рабочих мест.

Проект предусматривает централизованное управление электронными подписями, контроль операций с ними и аудит действий сотрудников. Система также отслеживает сроки действия сертификатов и автоматически запускает процессы продления или массового перевыпуска — при необходимости до тысячи сертификатов в сутки.

Сотрудники «Магнита» получили личный кабинет, где можно дистанционно проверять статус сертификата, обновлять его или отзывать без посещения удостоверяющего центра. Возможность удалённой работы с документами реализована с учётом требований российского законодательства.

В рамках проекта Avanpost PKI интегрировали с основными корпоративными системами, включая 1С, Active Directory, КриптоПро, СМЭВ, HR MDM, а также с SIEM- и SOAR-платформами для мониторинга событий безопасности.

Срок реализации проекта — 2024-2025 годы.

Мария Дордий, руководитель отдела СКЗИ в «Магните», так описывает результаты:

«Проект по автоматизации выпуска электронных подписей в нашей розничной сети был направлен на повышение контроля, прозрачности и безопасности операций с ЭП и СКЗИ. Благодаря внедрению системы Avanpost PKI мы решили важнейшие задачи: централизовали управление СЗИ, СКЗИ и сертификатами и сократили время получения электронной подписи для наших сотрудников. Мы реализовали автоматизированные процессы одиночного и массового перевыпуска сертификатов, что критически важно для нашей масштабной сети с учетом разницы часовых поясов РФ и позволяет системе перевыпускать 1000 и более сертификатов в день. Снижение времени на получение и оперативный перевыпуск ЭП нивелирует риски простоя касс и продаж на торговых объектах. Кроме того, сотрудники получили удобный личный кабинет, позволяющий дистанционно контролировать сроки действия и обновлять сертификат. Создание гибкой ролевой модели доступа, формирование бизнес-процессов согласования, ведение журналов событий и аудит инцидентов ИБ позволили нам соблюсти требования регуляторов и контролировать нелегитимные операции, значительно повысив информационную безопасность».

Евгений Галкин, директор продуктовых направлений кибербезопасности и криптографии Avanpost, отметил:

«Автоматизация управления сертификатами для 20000 торговых объектов „Магнит“ — это по-настоящему масштабный и, что важно, уникальный для России проект. Совместно с коллегами из "Магнита" нам удалось создать централизованную систему, способную управлять сертификатами, обеспечивая их выпуск, установку на устройстве клиента с агентом Avanpost PKI, аннулирование, обновление по истечению срока и массовый перевыпуск. Мы гордимся, что построили такую систему на федеральном масштабе и фактически устранили риск остановки продаж алкоголя из-за просроченных сертификатов. В таком объеме и с такой степенью автоматизации наше решение является эксклюзивным на рынке, что подтверждает наше технологическое лидерство в сфере ретейла».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru