Фишеры предлагают россиянам компенсацию за ноябрьский локдаун

Фишеры предлагают россиянам компенсацию за ноябрьский локдаун

Фишеры предлагают россиянам компенсацию за ноябрьский локдаун

Ввод дополнительных ограничений по ковиду в России в начале ноября породил новый всплеск фишинговых рассылок, нацеленных на сбор ПДн и банковских реквизитов. Мошенники от имени несуществующей госорганизации извещают получателя о материальной помощи, которую якобы можно получить в связи с локдауном.

Проведенный в «Лаборатории Касперского» разбор новой мошеннической схемы выявил ряд признаков подлога, на которые получателям спам-писем стоит обратить внимание. Настораживает прежде всего адрес отправителя — вместо имени организации и внятного домена он содержит случайный набор символов.

 

Упомянутый в этой строке Компенсационный фонд на самом деле не существует. Слово «локдаун» в названии темы письма явно неуместно: российские госучреждения обычно его не употребляют, предпочитая говорить о «нерабочих днях» или «ограничительных мерах».

В теле письма автор ссылается на некое постановление правительства, приводя идентификатор, более похожий на номер заказа или артикул товара в магазине. Поиск названного документа в интернете сразу покажет, что это тоже фейк.

Предложение вернуть НДС не менее подозрительно: в России его возвращают только юрлицам. Обычные граждане могут рассчитывать на такую компенсацию лишь при покупке дорогого товара в ходе зарубежной поездки, в остальных случаях речь может идти только о возврате НДФЛ.

Приведенная в теле письма ссылка ведет на сайт некой Единой Службы Социальной Поддержки Населения, который по дизайну слегка схож с порталом госуслуг. Фальшивку здесь тоже выдает адрес стартовой страницы — в нем нет имени организации, а использование домена .xyz и вовсе немыслимо для российского госучреждения.

 

Для определения размера выплаты посетителю предлагается заполнить короткую анкету — ввести ФИО и «три последние цифры паспорта» (sic). Под веб-формой перечислены категории граждан, которые могут претендовать на получение компенсации: самозанятые, попавшие под сокращение, младший медицинский персонал, работники общепита и т. п. Здесь же можно почитать отзывы счастливчиков, которым сайт якобы помог получить матпомощь; подобный раздел вряд ли найдешь на сайтах российских госорганов.

Если заполнить анкету и нажать кнопку «Узнать сумму компенсации», фальшивый сайт сымитирует обработку данных. Вначале отображается поиск по базам какого-то «единого реестра», потом по базам «соцстраха». Для пущей убедительности жертве сообщают, что ее ПДн защищены SSL-шифрованием.

 

По окончании «поиска» выводится итог — оказывается, претенденту положено довольно солидное пособие, больше 200 тыс. руб., но для получения нужно связаться с юристом и оформить заявку.

Нажатие соответствующей кнопки (согласие) активирует чат-бот; его диалог, по словам экспертов, прописан довольно умело. Этот «юрист службы социальных выплат» ищет анкету в базе, не находит ее и предлагает заполнить новую — ввести дату рождения и номер банковской карты.

В Kaspersky отметили, что накопленных к этому моменту данных уже хватит, например, чтобы звонить жертве от имени банка. Но на этом развод не кончается. Оказывается, за регистрацию заявки нужно заплатить 650 руб. и для этого предоставить все данные карты, включая CVV, и адрес email. Таким образом, у мошенников появляется шанс получить не только плату за мифические услуги, но также остальные капиталы жертвы, доверенные банку.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru