МВД предлагает ужесточить наказание за незаконное изъятие документов

МВД предлагает ужесточить наказание за незаконное изъятие документов

МВД предлагает ужесточить наказание за незаконное изъятие документов

МВД России предложило ужесточить ответственность за незаконное изъятие документов, в первую очередь паспортов, из-за угрозы мошенничества с использованием персональных данных. Чаще всего речь идёт о требовании оставить паспорт в залог при оказании услуг, например, при прокате спортивного инвентаря.

Как сообщает ТАСС, с соответствующей инициативой выступило Главное управление по вопросам миграции (ГУВМ) МВД России. В ведомстве обратили внимание на то, что незаконное изъятие документов — достаточно распространённая практика.

«Требовать оставить паспорт в залог — незаконно, — подчеркнули в управлении. — В связи с высоким риском совершения мошеннических действий с использованием персональных данных граждан МВД России считает необходимым пересмотреть меру наказания за подобные правонарушения и ужесточить её», — отметили в ГУВМ МВД.

Согласно действующим нормам (пункт 22 Положения о паспорте гражданина РФ), паспорт не может быть предметом залога. В качестве залога допустимо использовать только имущество. Это правило распространяется на все документы, удостоверяющие личность.

В соответствии с законодательством, требование оставить паспорт в залог является незаконным. За это предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 19.17 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).

Напомним, в декабре 2024 года были приняты поправки в законодательство о защите персональных данных, значительно усилившие ответственность за утечки. В отдельных случаях она может быть не только административной, но и уголовной. Полный комплекс изменений вступает в силу в конце мая 2025 года.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Каждая вторая компания в Москве увольняла сотрудников после ИБ-инцидентов

Компания «СёрчИнформ» опубликовала исследование о том, как московские организации пережили 2025 год в части информационной безопасности. В опросе участвовали 125 специалистов ИБ из разных компаний — от госсектора до коммерческих структур. Главная цифра, которая сразу бросается в глаза: 59% московских компаний сталкивались с ИБ-инцидентами по вине сотрудников.

И, что важно, в 62% случаев нарушение произошло ненамеренно — обычные ошибки, невнимательность, неправильная работа с документами.

Эксперты считают, что это показатель недостаточной осведомлённости сотрудников и нехватки обучения.

Замгендиректора «СёрчИнформ» Алексей Парфентьев отмечает: случайные инциденты всегда преобладают, потому что даже люди, знающие базовые правила, могут допускать ошибки.

 

Поэтому ИБ-службам стоит не только внедрять защитные системы, но и помогать сотрудникам понимать, как правильно работать с конфиденциальными данными.

Какие инциденты случались чаще всего

В 2025 году компании фиксировали:

  • утечки данных — 47%
  • внешние атаки через сотрудников — 17%
  • откаты и взяточничество — 14%
  • стороннюю занятость/«боковики» — 12%
  • промышленный шпионаж — 11%
  • дискредитацию компании — 11%

Чаще всего злоумышленники пытались «слить»:

  • персональные данные — 56%
  • внутренние регламенты — 48%
  • данные о клиентах и сделках — 35%
  • финансовые документы — 24%
  • техническую информацию — 19%

Через какие каналы утекала информация

Лидеры здесь вполне ожидаемы:

  • почта — 63%,
  • мессенджеры — 59%,
  • облачные сервисы — 38%,
  • флешки и другие носители — 32%.

Интересно, что ИИ-сервисы пока не стали массовым каналом утечек — о таких случаях заявили лишь 6% компаний.

Кто становился виновником утечек

Чаще всего — обычные сотрудники: их упомянули 72% компаний. Далее идут:

  • линейные руководители — 30%,
  • руководители направлений — 22%,
  • топ-менеджеры — 15%,
  • внештатные специалисты — 12%,
  • контрагенты — 10%.

Как компании наказывают нарушителей

Большинство обходятся предупреждением или выговором — так делают 75% компаний. Но 52% организаций увольняли сотрудников, ставших причиной инцидента. До суда дело доходило в 10% случаев. А 9% работодателей нарушителей никак не наказывали.

 

Кто обнаруживает инциденты

  • ИБ- или ИТ-службы — 83%,
  • сотрудники других подразделений — 32%,
  • контрагенты — 9%.

Исследование проводится ежегодно в рамках Road Show SearchInform, и 2025 год в очередной раз показал: человеческий фактор остаётся главной причиной ИБ-инцидентов, а компании — даже при развитой технической защите — всё ещё нуждаются в системном обучении персонала.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru