Microsoft предупреждает о растущей угрозе LemonDuck для Windows и Linux

Microsoft предупреждает о растущей угрозе LemonDuck для Windows и Linux

Microsoft предупреждает о растущей угрозе LemonDuck для Windows и Linux

Специалисты Microsoft изучили современное состояние ботнета LemonDuck и пришли к выводу, что вредоносная сеть, объединяющая Windows- и Linux-машины, распалась на два сегмента. Один из них используется для скрытной добычи криптовалюты, другой — для кражи данных и распространения других зловредов.

Кросс-платформенный троян, лежащий в основе ботнета, постоянно совершенствуется. Он умеет рассылать свои копии в спам-письмах по всем контактам Microsoft Outlook, проводить брутфорс-атаки, пользоваться эксплойтами, отключать системную защиту, запускать криптомайнер, воровать учетные данные, открывать бэкдоры, загружать дополнительные файлы, а также избавляться от конкурирующих вредоносов и патчить использованные уязвимости, чтобы исключить угон зараженной машины.

По имеющимся данным, LemonDuck появился на интернет-арене в мае 2019 года. В середине 2020-го он засветился в агрессивных спам-рассылках на тему COVID-19, а в минувшем апреле получил эксплойты для уязвимостей в Microsoft Exchange Server, известных под общим именем ProxyLogon.

Как оказалось, заточенную под эксплойт Exchange Server инфраструктуру (в Microsoft ее нарекли LemonCat) ботоводы ввели в строй в январе этого года. После взлома на сервер устанавливается бэкдор, который в дальнейшем используется для кражи учетных и других данных, а также загрузки дополнительных вредоносных программ — например, Ramnit.

Чтобы повысить жизнестойкость ботнета, его операторы размещают C2-серверы только на bulletproof-хостинге — таком, как Epik Holdings. Захватнические атаки LemonDuck проводятся преимущественно в сферах промышленного производства и IoT. Наибольшее количество заражений выявлено в США, России, Китае, Германии, Великобритании, Индии, Корее, Канаде, Франции и Вьетнаме.

В 31% российских компаний отсутствует стратегия внедрения средств ИБ

По данным MWS Cloud (входит в МТС Web Services), стратегию внедрения средств кибербезопасности имеют лишь 42% российских компаний. У 27% бизнес-структур она находится в стадии разработки, а у 31% таковой нет.

Проведенное исследование также показало, что российский бизнес осознает необходимость вкладываться в ИБ, однако небольшие предприятия ожидаемо отстают по наличию стратегии на этом направлении (из-за ограниченных ресурсов). У крупных компаний показатель составил 58-68%, у мини и микро — лишь 31%.

Решения в отношении СЗИ обычно принимает руководство: в 66% случаев — директор по инфраструктуре, в 18% — гендиректор, в 8% — директор по кибербезу. На внедрение таких решений в российских компаниях чаще всего уходит от одного до шести месяцев, в 14% случаев — более 1 года.

Две трети крупных бизнес-структур предпочитают пользоваться облачными ИБ-услугами, в СМБ показатели скромнее (от 24 до 29%).

«Отраслевой срез показывает, что лидерами по доле средств кибербезопасности в облаке являются ИТ, сегмент развлечений и медиа, а также наука и образование (средняя доля около 36%), — отметил директор по продуктам MWS Cloud Михаил Тутаев. — Для транспорта и ретейла также характерны высокие значения (24–27%)».

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru