В России могут снизить размер ущерба, криминализирующий действия хакеров

В России могут снизить размер ущерба, криминализирующий действия хакеров

В России могут снизить размер ущерба, криминализирующий действия хакеров

Следственный комитет РФ предлагает снизить порог ущерба, превышение которого переводит правонарушение с использованием ИКТ в разряд уголовно наказуемых деяний. Об этом сообщил председатель СК Александр Бастрыкин, выступая на XI Международном молодежном юридическом форуме (ММЮФ), проходящем в Санкт-Петербурге.

В частности, СК считает целесообразным скорректировать определение крупного ущерба, закрепленное в статье 272 УК РФ (неправомерный доступ к компьютерной информации), то есть планку в 1 млн рублей. По словам Бастрыкина, пересмотр этой суммы в сторону понижения позволит чаще привлекать разгулявшихся хакеров к уголовной, а не административной ответственности.

Предлагается также дополнить статью 63 УК РФ (обстоятельства, отягчающие наказание).

«Имеется в виду самого различного рода демонстрация, которая наносит моральный, политический, имущественный вред, — пояснил глава Следственного комитета. — В частности, для нас очень актуальна тема, когда в «Бессмертный полк», который прошел онлайн в прошлом году, вносили изображение фашистских преступников. Мы имели хороший опыт расследования таких преступлений, всех кто это делал, мы нашли в течение короткого времени».

По словам Бастрыкина, эта инициатива уже получила поддержку в Совете Федерации, где создана соответствующая рабочая группа.

Вдобавок СК РФ предложил ужесточить санкции по статьям 159.3 и 159.6 УК РФ (мошенничество с использованием электронных средств платежа и мошенничество в сфере компьютерной информации) — ввиду роста активности кибермошенников. По данным Банка России, в прошлом году число мошеннических транзакций с использованием ЭСП увеличилось на 34%, а их объем — в полтора раза, до 8777,3 млн рублей. Индивидуальные потери физлиц при этом в среднем составили 11,4 тыс. рублей, юрлиц — 347,8 тыс. рублей.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

АО ГЛОНАСС обнаружило уязвимости в электробусах и грузовиках

Специалисты департамента безопасности автотранспорта ГЛОНАСС в ходе предварительной проверки бортового оборудования выявили ряд уязвимостей в системах грузовых автомобилей и электробусов. Их эксплуатация позволяет потенциальным злоумышленникам вмешиваться в работу систем торможения и рулевого управления, а также провоцировать возгорание батарей в электротранспорте.

О результатах исследования бортовых систем электробусов, высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС), автомобилей госслужащих и грузовых машин, перевозящих опасные грузы, сообщили «Известия».

Как пояснил директор направления автомобильной кибербезопасности ГЛОНАСС Владимир Педанов, исследование проводилось по инициативе ИЦК «Автомобилестроение». Для анализа были отобраны четыре категории транспортных средств: серийные электробусы, грузовики для перевозки опасных веществ, автомобиль госслужащих и высокоавтоматизированное ТС. В каждой категории тестировался один образец.

По словам Владимира Педанова, потенциально уязвимыми могут оказаться все автомобили, выпущенные после 2007 года. Они оснащены программно определяемыми системами ADAS (Advanced Driver Assistance Systems, системы помощи водителю), которые используют телематические модули. Через них злоумышленники могут получить доступ к бортовым системам.

Так, в электробусе при удалённом подключении становится видим трафик электронного блока управления (ЭБУ). Если отправить ложные данные о пониженной температуре батареи, система запускает её принудительный разогрев, что может привести к возгоранию.

Мультимедийные комплексы также представляют угрозу: их можно использовать для слежки за пассажирами, включая госслужащих, или для блокировки автомобиля. Директор департамента расследований T.Hunter Игорь Бедеров отметил, что такие системы нередко подключены к публичным сетям и интернету, что облегчает посторонним доступ к ним.

Эксперимент, в котором участвуют «НПП “Гамма”», Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), ГЛОНАСС и другие организации, продлится до лета 2026 года. К участию также присоединился автопроизводитель КАМАЗ. По словам Владимира Педанова, результаты исследования станут основой для создания нормативных требований, регулирующих безопасность транспортных средств.

По предварительным оценкам, корректировка требований может понадобиться как для зарубежных, так и для российских производителей. В целом от внешних атак могут оказаться уязвимыми до полумиллиона только иностранных автомобилей.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru