В России могут снизить размер ущерба, криминализирующий действия хакеров

В России могут снизить размер ущерба, криминализирующий действия хакеров

В России могут снизить размер ущерба, криминализирующий действия хакеров

Следственный комитет РФ предлагает снизить порог ущерба, превышение которого переводит правонарушение с использованием ИКТ в разряд уголовно наказуемых деяний. Об этом сообщил председатель СК Александр Бастрыкин, выступая на XI Международном молодежном юридическом форуме (ММЮФ), проходящем в Санкт-Петербурге.

В частности, СК считает целесообразным скорректировать определение крупного ущерба, закрепленное в статье 272 УК РФ (неправомерный доступ к компьютерной информации), то есть планку в 1 млн рублей. По словам Бастрыкина, пересмотр этой суммы в сторону понижения позволит чаще привлекать разгулявшихся хакеров к уголовной, а не административной ответственности.

Предлагается также дополнить статью 63 УК РФ (обстоятельства, отягчающие наказание).

«Имеется в виду самого различного рода демонстрация, которая наносит моральный, политический, имущественный вред, — пояснил глава Следственного комитета. — В частности, для нас очень актуальна тема, когда в «Бессмертный полк», который прошел онлайн в прошлом году, вносили изображение фашистских преступников. Мы имели хороший опыт расследования таких преступлений, всех кто это делал, мы нашли в течение короткого времени».

По словам Бастрыкина, эта инициатива уже получила поддержку в Совете Федерации, где создана соответствующая рабочая группа.

Вдобавок СК РФ предложил ужесточить санкции по статьям 159.3 и 159.6 УК РФ (мошенничество с использованием электронных средств платежа и мошенничество в сфере компьютерной информации) — ввиду роста активности кибермошенников. По данным Банка России, в прошлом году число мошеннических транзакций с использованием ЭСП увеличилось на 34%, а их объем — в полтора раза, до 8777,3 млн рублей. Индивидуальные потери физлиц при этом в среднем составили 11,4 тыс. рублей, юрлиц — 347,8 тыс. рублей.

Треть российских врачей дают пациентам личные контакты

Как показал опрос сервиса «Актион медицина», треть российских врачей готовы делиться с пациентами личными контактами, и ровно столько же — категорически против. Руководители клиник относятся к такой практике с осторожностью, при этом прямого запрета со стороны Минздрава нет.

Выдержки из исследования «Актион медицина», посвящённого взаимодействию врачей с пациентами и коллегами в нерабочее время, опубликовал «Коммерсантъ». В опросе приняли участие более 1200 врачей.

Согласно результатам исследования, 32,7% врачей предоставляют пациентам личный номер телефона или контакт в мессенджере. Ещё 6,5% делают это время от времени. При этом 38,5% медиков не готовы делиться личными контактами, а 14,25% используют для общения с пациентами отдельный номер. Почти половина врачей вовсе не общается с пациентами через социальные сети и мессенджеры.

Ведущий эксперт «Актион медицина» Наталья Журавлева в комментарии для «Коммерсанта» назвала одной из ключевых проблем такого формата общения вопрос сохранности данных. Она также обратила внимание на двойственные ожидания пациентов: с одной стороны, они опасаются утечек персональной информации, а с другой — без раздумий пересылают по незащищённым каналам медицинские выписки, результаты анализов и консультаций.

По словам эксперта, законность подобного взаимодействия как минимум вызывает вопросы. «Любое дистанционное общение с пациентами по поводу их заболеваний и коррекции лечения с точки зрения закона приравнивается к телемедицинской консультации. А проводить её врач “не на работе” не имеет права, как и ставить диагноз», — пояснила она.

Владельцы и руководители клиник, в свою очередь, предпочитают действовать осторожно. Совладелец сети «Клиники доктора Омарова» Зарема Омарова отмечает, что, несмотря на отсутствие прямого запрета на общение врачей с пациентами по телефону или в мессенджерах, сохраняется риск компрометации данных и неверного понимания пациентом рекомендаций специалиста.

Руководитель сети Grand Clinic Ольга Шуппо рассказала, что в клинике действует запрет на консультации по телефону и в мессенджерах. Однако предусмотрены исключения — например, при прохождении пациентом сложного лечения, необходимости особой маршрутизации внутри клиники или накануне длительных выходных и праздничных дней.

Главный врач клиники Estetus Севак Барсегян также указал на необходимость защищать медицинских работников от стресса и профессионального выгорания, риски которых существенно возрастают при общении с пациентами в нерабочее время.

Управляющий партнёр клиники ранней реабилитации «Три сестры» Анна Симакова считает, что оптимальным решением является создание удобной и защищённой среды для общения врачей и пациентов. В клинике для этого используются специальные служебные номера, а персонал проходит обучение по выстраиванию корректной коммуникации с пациентами.

Начальник управления стратегического развития здравоохранения ЦНИИОИЗ Минздрава России Денис Тюфилин в комментарии для «Коммерсанта» отметил, что врачи не обязаны общаться с пациентами во внерабочее время даже по срочным вопросам — это остаётся личным выбором специалиста. При этом ключевым фактором он назвал обеспечение сохранности персональных данных.

Юрист по медицинскому праву, основатель консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко подчеркнул, что использование личных устройств повышает риски утечек медицинских данных. Впрочем, по его словам, такие риски сохраняются даже при работе на служебных устройствах в рабочее время.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru