Эксперты: малыш Kobalos способен угнать суперкомпьютер

Эксперты: малыш Kobalos способен угнать суперкомпьютер

Эксперты: малыш Kobalos способен угнать суперкомпьютер

Код зловреда, нацеленного на высокопроизводительные кластеры (HPC), непривычно мал, но сложен. Новый мультиплатформенный бэкдор замечен в атаках на Linux-серверы крупного азиатского интернет-провайдера, американского производителя средств защиты конечных устройств, европейского хостера и одного из поставщиков облачных вычислений.

Проведенный в ESET анализ показал, что Kobalos, как его нарекли в ИБ-компании, способен работать под Linux, BSD и Solaris, а также, возможно, совместим с IBM AIX и Microsoft Windows. В некоторых случаях операторы Kobalos используют вспомогательного зловреда, осуществляющего перехват SSH-соединений и кражу ключей, открывающих доступ к кластеру HPC.

Новоявленный зловред по сути представляет собой бэкдор. Он обеспечивает удаленный доступ к файловой системе, позволяет открыть сессию диалога с терминалом, а также умеет проксировать трафик для других зараженных машин.

Отличительной чертой Kobalos является его способность превращать зараженные серверы в новые C2 по команде оператора. Поскольку IP-адреса и порты командного сервера вшиты в код зловреда, его оператор получает возможность сгенерировать новые семплы и привязать их к новому C2.

Каким образом происходит заражение Kobalos, пока не установлено. В большинстве случаев вредоносный код был внедрен в демон OpenSSH (sshd) и включал функции бэкдора по запросу, отправленному источником с определенного порта TCP. Некоторые варианты Kobalos были оформлены в виде автономного выполняемого файла; они либо подключались к промежуточному C2-серверу, либо ждали соединения на заданном TCP-порту.

Разбор кода Kobalos оказался непростой задачей: он не был разбит на фрагменты. Вредоносная программа выполняется, как единая функция, которая рекурсивно вызывает саму себя для выполнения подзадач.

 

Все строки кода зашифрованы, что создает дополнительное препятствие для реверс-инжиниринга. Использовать бэкдор может только владелец закрытого 512-битного ключа RSA и пароля длиной 32 байта. После аутентификации происходит обмен ключами RC4, которые затем используются для шифрования коммуникаций.

Конечная цель операторов Kobalos пока неясна. Кроме OpenSSH-клиента, ворующего пароли, дополнительных зловредов на зараженных машинах не обнаружено. Для снижения рисков эксперты советуют ввести аутентификацию 2FA на доступ к SSH-серверам.

ChatGPT и Gemini генерируют пароли, которые можно взломать за часы

Генеративный ИИ плохо справляются с созданием надёжных паролей. К такому выводу пришли специалисты компании Irregular, изучающие вопросы безопасности ИИ. Исследователи протестировали Claude, ChatGPT и Gemini. Всем моделям дали одинаковую задачу: сгенерировать 16-символьный пароль с буквами разного регистра, цифрами и спецсимволами.

На первый взгляд результаты выглядели убедительно: онлайн-проверки сложности показывали «очень сильный пароль» и даже обещали «сотни лет» на взлом такой комбинации. Но, как выяснилось, это иллюзия.

Проблема в том, что чекеры не учитывают характерные шаблоны, которые используют языковые модели. А вот злоумышленники могут учитывать. По данным Irregular, все протестированные ИИ генерировали пароли с повторяющимися структурами — особенно в начале и в конце строки.

Например, при 50 отдельных запросах к Claude (модель Opus 4.6) исследователи получили только 30 уникальных паролей. Причём 18 из них оказались полностью идентичными. Почти все строки начинались и заканчивались одинаковыми символами. Кроме того, ни в одном из 50 вариантов не было повторяющихся символов, что тоже говорит о предсказуемости, а не о случайности.

 

Похожие закономерности обнаружились и у OpenAI GPT-5.2 и Gemini 3 Flash. Даже когда исследователи попросили модель Nano Banana Pro «написать случайный пароль на стикере», характерные шаблоны Gemini всё равно сохранялись.

 

The Register повторил эксперимент с Gemini 3 Pro. Модель предлагала три варианта: «высокой сложности», «с упором на символы» и «случайный буквенно-цифровой». Первые два следовали узнаваемым шаблонам, а третий выглядел более случайным. При этом Gemini отдельно предупреждала, что такие пароли не стоит использовать для важных аккаунтов, и советовала воспользоваться менеджером паролей — например, 1Password или Bitwarden.

 

Irregular пошла дальше и оценила энтропию (меру случайности) таких паролей. Для 16-символьных строк, созданных LLM, она составила примерно 20–27 бит. Для действительно случайного пароля той же длины показатель должен быть около 98–120 бит.

 

В практическом плане это означает, что подобные ИИ-пароли теоретически можно перебрать за несколько часов, даже на старом компьютере.

Дополнительная проблема в том, что шаблоны позволяют выявлять, где ИИ использовался для генерации паролей. Поиск характерных последовательностей символов в GitHub уже приводит к тестовым проектам, инструкциям и документации с такими строками.

В Irregular считают, что по мере роста популярности вайб-кодинга и автоматической генерации кода проблема может только усилиться. Если ИИ будет писать большую часть кода (как ранее предполагал CEO Anthropic Дарио Амодеи), то и слабые пароли, созданные моделями, могут массово проникнуть в проекты.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru