Шпион GravityRAT портирован на Android и macOS

Шпион GravityRAT портирован на Android и macOS

Шпион GravityRAT портирован на Android и macOS

Исследователи из «Лаборатории Касперского» обнаружили новые варианты шпионской программы GravityRAT, которые способны атаковать не только Windows, но также macOS и Android.

Названный вредонос был впервые обнаружен в 2017 году в ходе целевых атак на территории Индии. Злоумышленники связывались с намеченной жертвой в Facebook и просили для продолжения беседы установить защищенный мессенджер, а на самом деле — программу-шпион для Windows. К 2018 году индийские эксперты выявили около 100 заражений в оборонных ведомствах, полицейских подразделениях и других организациях.

Анализ, позднее проведенный в подразделении Talos компании Cisco, показал, что после запуска GravityRAT проверяет зараженный компьютер на наличие виртуальных машин и песочниц, собирает информацию о системе, загружает со своего сервера полезную нагрузку и добавляет запланированное задание, чтобы обеспечить себе постоянное присутствие.

По данным Kaspersky, целевые атаки с использованием GravityRAT проводятся как минимум с 2015 года. В прошлом году исследователи обнаружили на VirusTotal схожего шпиона, внедренного в Android-приложение Travel Mate. Имя троянизированной программы для путешественников по Индии вирусописатели изменили на Travel Mate Pro.

 

Функции Android-версии GravityRAT оказались типовыми: шпион ищет и отправляет своим хозяевам данные о зараженном устройстве, список контактов, адреса email, логи звонков и SMS. Зловред также умеет отыскивать в памяти устройства и на сменных носителях документы в форматах .jpg, .jpeg, .log, .png, .txt, .pdf, .xml, .doc, .xls, .xlsx, .ppt, .pptx, .docx и .opus.

Командный сервер, который Android-шпион использовал как хранилище краденых данных, уже засветился в других вредоносных кампаниях. Проверка его IP-адреса выявила ряд доменов, используемых для распространения новых вариантов GravityRAT, работающих под Windows, macOS и Android. Все сайты, отдающие эти вредоносные программы, размещены в CDN-сети Cloudflare, что затрудняет определение реального IP-адреса.

Проанализированные в Kaspersky образцы GravityRAT написаны на .NET, Python и фреймворке Electron. Многие из них подписаны действующими сертификатами, выданными на имя существующих компаний. Распространяются новые модификации по-прежнему — вместе с копиями легитимных приложений.

«С достаточной уверенностью можно предположить, что текущая кампания GravityRAT использует схожие методы — ссылки на вредоносные приложения злоумышленники отправляют конкретным жертвам, —  резюмируют эксперты. — Главное изменение в новой кампании GravityRAT — мультиплатформенность: наряду с Windows, появились версии под Android и macOS. Злоумышленники также стали использовать цифровые подписи, чтобы повысить легитимность приложений».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru