Более 60% киберинцидентов в авиации связаны с человеческим фактором

Более 60% киберинцидентов в авиации связаны с человеческим фактором

Более 60% киберинцидентов в авиации связаны с человеческим фактором

Компания BI.ZONE стала официальным участником международной инициативы Всемирного экономического форума «Укрепление киберустойчивости в авиационном секторе». Одним из результатов работы стал аналитический отчет рабочей группы ВЭФ, в котором были обозначены основные киберриски, угрожающие современной авиации.

Авиация является одним из важнейших секторов мировой экономики и причисляется к категории критической инфраструктуры в различных странах мира. Игроки авиационной отрасли активно работают над повышением своей эффективности и качества предоставляемых услуг, а потому охотно используют технические новинки, в том числе технологии искусственного интеллекта и машинного обучения, биометрию, расширяют внедрение устройств промышленного интернета вещей (Industrial Internet of Things — IIoT). Однако у этого процесса есть и обратная сторона — интеграция новых технологий делает компании более уязвимыми к различным киберугрозам.

При этом главную опасность несет человеческий фактор. В отчете сообщается, что в 66% случаев киберинциденты в авиации, за компенсацией последствий которых клиенты обращались в страховую компанию, были вызваны невнимательностью или злонамеренной деятельностью сотрудников, и лишь в 18% — внешней угрозой. Сами участники индустрии подтверждают, что чаще всего сталкиваются с инцидентами, в которых ключевую роль играют не технические недоработки, а человеческая доверчивость или неосведомленность. По данным опросов, проведенных среди игроков отрасли, основной причиной киберинцидентов в авиации в 2019 году стал фишинг. Верхние строчки рейтинга также заняли атаки с использованием других методов социальной инженерии, инциденты с программами-шифровальщиками, DDoS и атаки на сетевую инфраструктуру.

В авиации уже чувствуют необходимость принимать серьезные меры. По данным, приведенным в исследовании ВЭФ, около 96% членов правления опрошенных организаций уверены, что в кибербезопасность следует инвестировать больше, чем сейчас. А 87% руководителей крупных компаний считают, что плохо обученные сотрудники – это основной фактор риска для безопасности их бизнеса.

Главными условиями успешного развития авиационной отрасли и повышения ее киберустойчивости авторы отчета считают интеграцию принципов кибербезопасности во все аспекты деятельности компаний, создание общих стандартов, а также обмен информацией об угрозах, рисках и лучших практиках. Именно выработка единого подхода к защите от киберугроз станет основной целью следующей фазы работы участников проекта, которая начнется в 2020 году.

«В случае с авиацией вопросам кибербезопасности стоит уделять особенное внимание, ведь здесь ценой как мощной кибератаки, так и простой человеческой ошибки могут стать десятки человеческих жизней, — заявил директор BI.ZONE Дмитрий Самарцев. — Мы давно говорим о том, насколько важны коллаборация и обмен информацией для построения эффективной защиты от киберугроз. На расширение подобного сотрудничества направлены многие наши проекты и инициативы, в том числе международный онлайн-тренинг Cyber Polygon, который мы проводим совместно с ВЭФ. Поэтому мы рады быть частью экспертной группы Форума по выработке предложений по кибербезопасности для авиационной отрасли, и я надеюсь, что опыт BI.ZONE в этой сфере принесет пользу всему мировому сообществу».

Стоит отметить схожесть ситуации в авиационной отрасли с положением в других секторах экономики. Так, по данным ежегодного аналитического исследования Threat Zone’19, подготовленного компанией BI.ZONE, в российском банковском секторе более 80% атак на клиентов совершается как раз при помощи социальной инженерии, а 3 из 10 сотрудников отечественных компаний уязвимы к фишингу.

Почему в России не заблокировали iMessage? Могут сломаться уведомления

После того как в России запретили FaceTime, многие удивились: а почему под запрет не попал iMessage? Оба сервиса со сквозным шифрованием, оба не дают властям читать переписку или перехватывать звонки. На первый взгляд — идеальные кандидаты для блокировки. Но iMessage остался нетронутым.

Теперь всплыла любопытная версия, объясняющая, почему запрет этой службы может оказаться куда сложнее, чем кажется.

Напомним, Роскомнадзор объявил о блокировке FaceTime под предлогом «противодействия терроризму». Но почти сразу возник резонный вопрос: почему тогда не ограничили iMessage, который также полностью зашифрован?

Первая гипотеза была проста: в России iMessage почти никто не использует, поэтому блокировать его смысла нет. Но есть версия поинтереснее.

Исследователь Джон Грубер поднял эту тему, и в обсуждение включился пользователь Mastodon под ником Magebarf. Он напомнил, что трафик iMessage проходит по тем же серверам, что и пуш-уведомления Apple.

Иными словами, если кто-то попытается заблокировать iMessage, то заодно сломает доставку всех пуш-уведомлений на iPhone в стране. А это уже удар не по отдельному сервису, а по всей экосистеме Apple.

Считается, что Apple намеренно построила архитектуру так, чтобы операторы не могли избирательно блокировать iMessage — ведь когда-то СМС приносили им большие деньги, и им могло не понравиться, что люди вдруг начинают переписываться бесплатно.

Magebarf привёл интересный пример: если подключиться в самолёте к тарифу «только для сообщений», доступ к интернету там фактически ограничен, но пуш-уведомления продолжают приходить. Это, по его мнению, подтверждает объединение этих сервисов в единый канал.

Если версия верна, то заблокировать iMessage в стране — означает выключить уведомления у всех iPhone. Это технически возможно, но ударит по пользователям настолько сильно, что последствия могут быть уже политическими и экономическими.

Так что ответ на вопрос «почему Россия не забанила iMessage» может быть крайне прозаичным: потому что это почти невозможно сделать, не вызвав хаос в экосистеме Apple.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru