Более 60% киберинцидентов в авиации связаны с человеческим фактором

Более 60% киберинцидентов в авиации связаны с человеческим фактором

Более 60% киберинцидентов в авиации связаны с человеческим фактором

Компания BI.ZONE стала официальным участником международной инициативы Всемирного экономического форума «Укрепление киберустойчивости в авиационном секторе». Одним из результатов работы стал аналитический отчет рабочей группы ВЭФ, в котором были обозначены основные киберриски, угрожающие современной авиации.

Авиация является одним из важнейших секторов мировой экономики и причисляется к категории критической инфраструктуры в различных странах мира. Игроки авиационной отрасли активно работают над повышением своей эффективности и качества предоставляемых услуг, а потому охотно используют технические новинки, в том числе технологии искусственного интеллекта и машинного обучения, биометрию, расширяют внедрение устройств промышленного интернета вещей (Industrial Internet of Things — IIoT). Однако у этого процесса есть и обратная сторона — интеграция новых технологий делает компании более уязвимыми к различным киберугрозам.

При этом главную опасность несет человеческий фактор. В отчете сообщается, что в 66% случаев киберинциденты в авиации, за компенсацией последствий которых клиенты обращались в страховую компанию, были вызваны невнимательностью или злонамеренной деятельностью сотрудников, и лишь в 18% — внешней угрозой. Сами участники индустрии подтверждают, что чаще всего сталкиваются с инцидентами, в которых ключевую роль играют не технические недоработки, а человеческая доверчивость или неосведомленность. По данным опросов, проведенных среди игроков отрасли, основной причиной киберинцидентов в авиации в 2019 году стал фишинг. Верхние строчки рейтинга также заняли атаки с использованием других методов социальной инженерии, инциденты с программами-шифровальщиками, DDoS и атаки на сетевую инфраструктуру.

В авиации уже чувствуют необходимость принимать серьезные меры. По данным, приведенным в исследовании ВЭФ, около 96% членов правления опрошенных организаций уверены, что в кибербезопасность следует инвестировать больше, чем сейчас. А 87% руководителей крупных компаний считают, что плохо обученные сотрудники – это основной фактор риска для безопасности их бизнеса.

Главными условиями успешного развития авиационной отрасли и повышения ее киберустойчивости авторы отчета считают интеграцию принципов кибербезопасности во все аспекты деятельности компаний, создание общих стандартов, а также обмен информацией об угрозах, рисках и лучших практиках. Именно выработка единого подхода к защите от киберугроз станет основной целью следующей фазы работы участников проекта, которая начнется в 2020 году.

«В случае с авиацией вопросам кибербезопасности стоит уделять особенное внимание, ведь здесь ценой как мощной кибератаки, так и простой человеческой ошибки могут стать десятки человеческих жизней, — заявил директор BI.ZONE Дмитрий Самарцев. — Мы давно говорим о том, насколько важны коллаборация и обмен информацией для построения эффективной защиты от киберугроз. На расширение подобного сотрудничества направлены многие наши проекты и инициативы, в том числе международный онлайн-тренинг Cyber Polygon, который мы проводим совместно с ВЭФ. Поэтому мы рады быть частью экспертной группы Форума по выработке предложений по кибербезопасности для авиационной отрасли, и я надеюсь, что опыт BI.ZONE в этой сфере принесет пользу всему мировому сообществу».

Стоит отметить схожесть ситуации в авиационной отрасли с положением в других секторах экономики. Так, по данным ежегодного аналитического исследования Threat Zone’19, подготовленного компанией BI.ZONE, в российском банковском секторе более 80% атак на клиентов совершается как раз при помощи социальной инженерии, а 3 из 10 сотрудников отечественных компаний уязвимы к фишингу.

Новый WhatsApp для Windows ест больше памяти и уже навязывается всем

WhatsApp начал заранее предупреждать пользователей Windows о грядущей смене настольного приложения. С 9 декабря 2025 года компания постепенно переводит всех на новую версию клиента — соответствующее уведомление уже появляется после обновления и предлагает «перейти на обновлённый WhatsApp».

Правда, радости у пользователей это нововведение не вызывает. Новый WhatsApp для Windows оказался не полноценным нативным приложением, а по сути обёрткой для веб-версии — внутри окна просто загружается сайт web.whatsapp.com. Такой подход сразу сказался на производительности.

Как отмечает WindowsLatest, обновлённый клиент потребляет в несколько раз больше ресурсов: объём используемой оперативной памяти может быть до десяти раз выше, чем у старой нативной версии.

Приложение работает заметно медленнее и ощущается более «тяжёлым», из-за чего многие пользователи воспринимают переход как откровенный шаг назад. При этом выбора у них фактически нет — обновление навязывается автоматически.

 

Ситуация хорошо вписывается в общую тенденцию экосистемы Windows. Microsoft всё чаще делает ставку на приложения на базе WebView2, и это уже сказалось на ряде системных компонентов, включая, например, представление «Повестка» в Центре уведомлений.

Пока что существует временный обходной путь: можно отключить автоматические обновления и продолжать пользоваться старым нативным клиентом WhatsApp. Правда, в этом случае обновления придётся устанавливать вручную, и долго такой вариант не продержится — рано или поздно компания всё равно принудительно переведёт пользователей на новую версию.

В итоге владельцам Windows остаётся лишь готовиться к более прожорливому и медленному WhatsApp, который по ощущениям для многих стал скорее деградацией, чем апгрейдом.

Напомним, на днях пользователи в России нашли способ ускорить WhatsApp.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru