Более 60% киберинцидентов в авиации связаны с человеческим фактором

Более 60% киберинцидентов в авиации связаны с человеческим фактором

Более 60% киберинцидентов в авиации связаны с человеческим фактором

Компания BI.ZONE стала официальным участником международной инициативы Всемирного экономического форума «Укрепление киберустойчивости в авиационном секторе». Одним из результатов работы стал аналитический отчет рабочей группы ВЭФ, в котором были обозначены основные киберриски, угрожающие современной авиации.

Авиация является одним из важнейших секторов мировой экономики и причисляется к категории критической инфраструктуры в различных странах мира. Игроки авиационной отрасли активно работают над повышением своей эффективности и качества предоставляемых услуг, а потому охотно используют технические новинки, в том числе технологии искусственного интеллекта и машинного обучения, биометрию, расширяют внедрение устройств промышленного интернета вещей (Industrial Internet of Things — IIoT). Однако у этого процесса есть и обратная сторона — интеграция новых технологий делает компании более уязвимыми к различным киберугрозам.

При этом главную опасность несет человеческий фактор. В отчете сообщается, что в 66% случаев киберинциденты в авиации, за компенсацией последствий которых клиенты обращались в страховую компанию, были вызваны невнимательностью или злонамеренной деятельностью сотрудников, и лишь в 18% — внешней угрозой. Сами участники индустрии подтверждают, что чаще всего сталкиваются с инцидентами, в которых ключевую роль играют не технические недоработки, а человеческая доверчивость или неосведомленность. По данным опросов, проведенных среди игроков отрасли, основной причиной киберинцидентов в авиации в 2019 году стал фишинг. Верхние строчки рейтинга также заняли атаки с использованием других методов социальной инженерии, инциденты с программами-шифровальщиками, DDoS и атаки на сетевую инфраструктуру.

В авиации уже чувствуют необходимость принимать серьезные меры. По данным, приведенным в исследовании ВЭФ, около 96% членов правления опрошенных организаций уверены, что в кибербезопасность следует инвестировать больше, чем сейчас. А 87% руководителей крупных компаний считают, что плохо обученные сотрудники – это основной фактор риска для безопасности их бизнеса.

Главными условиями успешного развития авиационной отрасли и повышения ее киберустойчивости авторы отчета считают интеграцию принципов кибербезопасности во все аспекты деятельности компаний, создание общих стандартов, а также обмен информацией об угрозах, рисках и лучших практиках. Именно выработка единого подхода к защите от киберугроз станет основной целью следующей фазы работы участников проекта, которая начнется в 2020 году.

«В случае с авиацией вопросам кибербезопасности стоит уделять особенное внимание, ведь здесь ценой как мощной кибератаки, так и простой человеческой ошибки могут стать десятки человеческих жизней, — заявил директор BI.ZONE Дмитрий Самарцев. — Мы давно говорим о том, насколько важны коллаборация и обмен информацией для построения эффективной защиты от киберугроз. На расширение подобного сотрудничества направлены многие наши проекты и инициативы, в том числе международный онлайн-тренинг Cyber Polygon, который мы проводим совместно с ВЭФ. Поэтому мы рады быть частью экспертной группы Форума по выработке предложений по кибербезопасности для авиационной отрасли, и я надеюсь, что опыт BI.ZONE в этой сфере принесет пользу всему мировому сообществу».

Стоит отметить схожесть ситуации в авиационной отрасли с положением в других секторах экономики. Так, по данным ежегодного аналитического исследования Threat Zone’19, подготовленного компанией BI.ZONE, в российском банковском секторе более 80% атак на клиентов совершается как раз при помощи социальной инженерии, а 3 из 10 сотрудников отечественных компаний уязвимы к фишингу.

В России на четверть выросло количество банкротств ИТ-компаний

За 11 месяцев 2025 года процедуру банкротства инициировали 630 российских ИТ-компаний — это на 28% больше, чем за аналогичный период 2024 года. Для сравнения: с января по ноябрь прошлого года такие процедуры начали 491 компания с ОКВЭД 26, 62 и 63. При этом из всех ИТ-компаний, зарегистрированных в 2022 году, на рынке к настоящему моменту осталось чуть больше половины.

Такие данные содержатся в отчёте сервиса проверки контрагентов Rusprofile, подготовленном по запросу «Известий». Согласно исследованию, из 37,9 тыс. ИТ-компаний, зарегистрированных в 2022 году, до 2025 года «дожили» лишь 20,6 тыс.

При этом количество новых ИТ-компаний продолжает расти. Если за 11 месяцев 2024 года было зарегистрировано около 42 тыс. организаций, то за тот же период 2025 года — уже 48,4 тыс. Рост составил 15%. В Rusprofile, однако, не уточняют, насколько эта динамика связана с реальными проектами и внедрением российского оборудования и ПО.

В Минцифры данные Rusprofile изданию не подтвердили. В ведомстве отметили, что ведут собственную статистику по аккредитованным ИТ-компаниям. «За этот год, по данным ЕГРЮЛ, было создано и аккредитовано более 450 организаций, тогда как количество ликвидированных составило порядка 150. Компании самостоятельно принимают решения о ведении бизнеса, в том числе о его закрытии или реструктуризации. По итогам последних лет ИТ сохраняет лидерство по темпам роста среди крупных отраслей», — сообщили в министерстве.

В Минцифры также подчеркнули, что положительной динамике способствуют действующие льготы для ИТ-компаний и меры по стимулированию спроса на российское программное обеспечение.

Партнёр ComNews Research Леонид Коник не видит противоречий между данными Минцифры и Rusprofile. По его словам, министерство учитывает уже ликвидированные юрлица, тогда как Rusprofile фиксирует компании, которые лишь начали процедуры банкротства или ликвидации.

«Rusprofile опирается на юридические данные компаний, которые сообщили о начале ликвидации или банкротства и отобраны по “айтишным” ОКВЭД. Если эти процессы будут доведены до конца, Минцифры увидит их в статистике следующих периодов», — пояснил эксперт.

Эксперты, опрошенные изданием, связывают «охлаждение» российского ИТ-рынка с общей экономической ситуацией. По словам одного из участников рынка, спад начался ещё в 2024 году после резкого повышения ключевой ставки, из-за чего получение кредитов стало практически недоступным: банки либо отказывали в финансировании, либо предлагали его под крайне высокий процент.

Дополнительным фактором стала политика экономии со стороны заказчиков. Как отметил директор компании «Абсолют Страхование» Владимир Дорожкин, в 2022–2024 годах многие организации вели форсированные закупки российской продукции, что привело к перегреву рынка. В конце 2024 и в 2025 году компании сосредоточились на доработке уже приобретённых решений и их развитии собственными силами.

Партнёр веб-интегратора ITECH Евгения Круглова добавила, что удорожание кредитов повлияло и на клиентов ИТ-компаний. В результате бизнес пересматривает бюджеты, включая расходы на ИТ, причём особенно пострадали сервисные проекты и направления, связанные с аутстаффингом.

Леонид Коник также отметил, что на волне ажиотажа в 2022 году на рынок вышло множество компаний, которые в спешке сменили профиль на ИТ. Среди них было немало дочерних структур бизнесов, далёких от разработки ПО — от поставщиков кормов для животных до компаний по ремонту зданий. По мере сворачивания мер поддержки ИТ, которое продолжится в 2026 году, число таких организаций будет сокращаться, а к их деятельности всё активнее проявляют интерес контролирующие органы.

По мнению заместителя директора «АРБ Про» Романа Копосова, процесс перераспределения рынка после ухода зарубежных вендоров ещё не завершён. Компании, внедрявшие иностранные решения, переходят к импортозамещению, что нередко сопровождается закрытием одних юрлиц и созданием других. Евгения Круглова также не исключает дробление бизнесов для оптимизации налоговой нагрузки.

Владимир Дорожкин считает, что в ближайшие несколько лет рынок будет расти умеренными темпами. Основным сдерживающим фактором останется консервативная политика заказчиков на фоне текущей экономической ситуации.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru