Более 60% киберинцидентов в авиации связаны с человеческим фактором

Более 60% киберинцидентов в авиации связаны с человеческим фактором

Более 60% киберинцидентов в авиации связаны с человеческим фактором

Компания BI.ZONE стала официальным участником международной инициативы Всемирного экономического форума «Укрепление киберустойчивости в авиационном секторе». Одним из результатов работы стал аналитический отчет рабочей группы ВЭФ, в котором были обозначены основные киберриски, угрожающие современной авиации.

Авиация является одним из важнейших секторов мировой экономики и причисляется к категории критической инфраструктуры в различных странах мира. Игроки авиационной отрасли активно работают над повышением своей эффективности и качества предоставляемых услуг, а потому охотно используют технические новинки, в том числе технологии искусственного интеллекта и машинного обучения, биометрию, расширяют внедрение устройств промышленного интернета вещей (Industrial Internet of Things — IIoT). Однако у этого процесса есть и обратная сторона — интеграция новых технологий делает компании более уязвимыми к различным киберугрозам.

При этом главную опасность несет человеческий фактор. В отчете сообщается, что в 66% случаев киберинциденты в авиации, за компенсацией последствий которых клиенты обращались в страховую компанию, были вызваны невнимательностью или злонамеренной деятельностью сотрудников, и лишь в 18% — внешней угрозой. Сами участники индустрии подтверждают, что чаще всего сталкиваются с инцидентами, в которых ключевую роль играют не технические недоработки, а человеческая доверчивость или неосведомленность. По данным опросов, проведенных среди игроков отрасли, основной причиной киберинцидентов в авиации в 2019 году стал фишинг. Верхние строчки рейтинга также заняли атаки с использованием других методов социальной инженерии, инциденты с программами-шифровальщиками, DDoS и атаки на сетевую инфраструктуру.

В авиации уже чувствуют необходимость принимать серьезные меры. По данным, приведенным в исследовании ВЭФ, около 96% членов правления опрошенных организаций уверены, что в кибербезопасность следует инвестировать больше, чем сейчас. А 87% руководителей крупных компаний считают, что плохо обученные сотрудники – это основной фактор риска для безопасности их бизнеса.

Главными условиями успешного развития авиационной отрасли и повышения ее киберустойчивости авторы отчета считают интеграцию принципов кибербезопасности во все аспекты деятельности компаний, создание общих стандартов, а также обмен информацией об угрозах, рисках и лучших практиках. Именно выработка единого подхода к защите от киберугроз станет основной целью следующей фазы работы участников проекта, которая начнется в 2020 году.

«В случае с авиацией вопросам кибербезопасности стоит уделять особенное внимание, ведь здесь ценой как мощной кибератаки, так и простой человеческой ошибки могут стать десятки человеческих жизней, — заявил директор BI.ZONE Дмитрий Самарцев. — Мы давно говорим о том, насколько важны коллаборация и обмен информацией для построения эффективной защиты от киберугроз. На расширение подобного сотрудничества направлены многие наши проекты и инициативы, в том числе международный онлайн-тренинг Cyber Polygon, который мы проводим совместно с ВЭФ. Поэтому мы рады быть частью экспертной группы Форума по выработке предложений по кибербезопасности для авиационной отрасли, и я надеюсь, что опыт BI.ZONE в этой сфере принесет пользу всему мировому сообществу».

Стоит отметить схожесть ситуации в авиационной отрасли с положением в других секторах экономики. Так, по данным ежегодного аналитического исследования Threat Zone’19, подготовленного компанией BI.ZONE, в российском банковском секторе более 80% атак на клиентов совершается как раз при помощи социальной инженерии, а 3 из 10 сотрудников отечественных компаний уязвимы к фишингу.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

В России предложили штрафовать за поиск экстремистских материалов и VPN

Ко второму чтению законопроекта №755710-8 предложены поправки, вводящие штрафы за умышленный поиск и получение доступа к «заведомо экстремистским материалам», а также за рекламу VPN-сервисов и других технических средств, позволяющих обходить блокировки.

Поправки внесены в законопроект о внесении изменений в КоАП, изначально касавшийся исключительно регулирования транспортно-экспедиционной деятельности. Документ был принят в первом чтении 20 января 2025 года.

Как сообщает «Интерфакс», предлагается дополнить КоАП РФ новой статьёй 13.53, устанавливающей ответственность за умышленный поиск в интернете «заведомо экстремистских материалов», включённых в соответствующий список, а также за получение доступа к ним, в том числе с использованием VPN. За это предусмотрен штраф для граждан в размере от 3 до 5 тысяч рублей.

Реклама технических средств доступа к информационным ресурсам, доступ к которым ограничен, повлечёт административную ответственность: штраф для граждан составит от 50 до 80 тысяч рублей, для должностных лиц — от 80 до 150 тысяч рублей, для юридических лиц — от 200 до 500 тысяч рублей.

Неисполнение владельцем VPN-сервиса требований по взаимодействию с Роскомнадзором или отказ от подключения к государственной информационной системе учёта ресурсов повлечёт аналогичные штрафы: для граждан — от 50 до 80 тысяч рублей, для должностных лиц — от 80 до 150 тысяч, для юридических лиц — от 200 до 500 тысяч рублей. При повторных нарушениях размер штрафов увеличится в 2–4 раза.

Как отметил юрист Станислав Селезнёв в комментарии для Forbes, ранее в российском законодательстве отсутствовала ответственность за потребление контента. Сведения о поисковых запросах и доступе к сайтам правоохранительные органы могут получать у владельцев поисковых систем и операторов связи — если пользователь не шифрует трафик.

По словам источника Forbes, доказать факт такого правонарушения затруднительно без изъятия устройства.

«К тексту очень много вопросов и замечаний. Можно лишь пожелать, чтобы для думских инициатив были предусмотрены процедуры, аналогичные тем, что применяются к правительственным законопроектам — это могло бы значительно повысить качество депутатских инициатив», — отметил собеседник Forbes из отрасли.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru