Более 60% киберинцидентов в авиации связаны с человеческим фактором

Более 60% киберинцидентов в авиации связаны с человеческим фактором

Более 60% киберинцидентов в авиации связаны с человеческим фактором

Компания BI.ZONE стала официальным участником международной инициативы Всемирного экономического форума «Укрепление киберустойчивости в авиационном секторе». Одним из результатов работы стал аналитический отчет рабочей группы ВЭФ, в котором были обозначены основные киберриски, угрожающие современной авиации.

Авиация является одним из важнейших секторов мировой экономики и причисляется к категории критической инфраструктуры в различных странах мира. Игроки авиационной отрасли активно работают над повышением своей эффективности и качества предоставляемых услуг, а потому охотно используют технические новинки, в том числе технологии искусственного интеллекта и машинного обучения, биометрию, расширяют внедрение устройств промышленного интернета вещей (Industrial Internet of Things — IIoT). Однако у этого процесса есть и обратная сторона — интеграция новых технологий делает компании более уязвимыми к различным киберугрозам.

При этом главную опасность несет человеческий фактор. В отчете сообщается, что в 66% случаев киберинциденты в авиации, за компенсацией последствий которых клиенты обращались в страховую компанию, были вызваны невнимательностью или злонамеренной деятельностью сотрудников, и лишь в 18% — внешней угрозой. Сами участники индустрии подтверждают, что чаще всего сталкиваются с инцидентами, в которых ключевую роль играют не технические недоработки, а человеческая доверчивость или неосведомленность. По данным опросов, проведенных среди игроков отрасли, основной причиной киберинцидентов в авиации в 2019 году стал фишинг. Верхние строчки рейтинга также заняли атаки с использованием других методов социальной инженерии, инциденты с программами-шифровальщиками, DDoS и атаки на сетевую инфраструктуру.

В авиации уже чувствуют необходимость принимать серьезные меры. По данным, приведенным в исследовании ВЭФ, около 96% членов правления опрошенных организаций уверены, что в кибербезопасность следует инвестировать больше, чем сейчас. А 87% руководителей крупных компаний считают, что плохо обученные сотрудники – это основной фактор риска для безопасности их бизнеса.

Главными условиями успешного развития авиационной отрасли и повышения ее киберустойчивости авторы отчета считают интеграцию принципов кибербезопасности во все аспекты деятельности компаний, создание общих стандартов, а также обмен информацией об угрозах, рисках и лучших практиках. Именно выработка единого подхода к защите от киберугроз станет основной целью следующей фазы работы участников проекта, которая начнется в 2020 году.

«В случае с авиацией вопросам кибербезопасности стоит уделять особенное внимание, ведь здесь ценой как мощной кибератаки, так и простой человеческой ошибки могут стать десятки человеческих жизней, — заявил директор BI.ZONE Дмитрий Самарцев. — Мы давно говорим о том, насколько важны коллаборация и обмен информацией для построения эффективной защиты от киберугроз. На расширение подобного сотрудничества направлены многие наши проекты и инициативы, в том числе международный онлайн-тренинг Cyber Polygon, который мы проводим совместно с ВЭФ. Поэтому мы рады быть частью экспертной группы Форума по выработке предложений по кибербезопасности для авиационной отрасли, и я надеюсь, что опыт BI.ZONE в этой сфере принесет пользу всему мировому сообществу».

Стоит отметить схожесть ситуации в авиационной отрасли с положением в других секторах экономики. Так, по данным ежегодного аналитического исследования Threat Zone’19, подготовленного компанией BI.ZONE, в российском банковском секторе более 80% атак на клиентов совершается как раз при помощи социальной инженерии, а 3 из 10 сотрудников отечественных компаний уязвимы к фишингу.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Спрос на ИИ-расшифровку медицинских анализов в России вырос в 8 раз

Сервис «СберЗдоровье» отмечает значительный рост обращений пользователей, связанных с расшифровкой результатов анализов и медицинских исследований. При этом пользователи всё чаще ожидают не только интерпретации показателей, но и составления персонализированного плана дальнейших обследований.

По данным сервиса за период с мая по октябрь 2025 года, количество запросов на интерпретацию анализов выросло в восемь раз в годовом выражении. Число обращений с просьбой сформировать план действий на основе результатов увеличилось на 41%.

Чаще всего пользователи просят объяснить результаты следующих исследований:

  • гормоны щитовидной железы (ТТГ, Т3, Т4, АТ-ТПО);
  • показатели обмена железа (ферритин, гемоглобин, железо);
  • липидный профиль / холестерин;
  • витамины D и B12;
  • показатели функции печени (АЛТ, АСТ, ГГТ, билирубин).

«Рост спроса связан с удобством и скоростью получения информации о состоянии здоровья. Сервис расшифровки анализов на базе искусственного интеллекта позволяет пациентам быстро получить предварительную оценку еще до консультации с врачом», — рассказал «Коммерсанту» управляющий директор «СберЗдоровья» Иван Виноградов.

Однако медицинское сообщество выражает обеспокоенность. Основатель сети Grand Clinic Ольга Шуппо отметила, что решения ИИ могут основываться на усреднённых референсных значениях, не учитывающих индивидуальные особенности пациента, его анамнез и клиническую картину.

По её словам, это может привести к хронизации заболеваний, появлению новых проблем из-за ошибочных рекомендаций и в целом к ухудшению качества здоровья населения.

Совладелец сети клиник доктора Омарова Зарема Омарова подчеркнула, что без контекста — данных о возрасте, жалобах, истории болезни — любые числовые отклонения в анализах малоинформативны.

Научный сотрудник НМИЦ терапии и профилактической медицины Минздрава Евгения Грицаева напомнила, что, например, слегка повышенный ТТГ можно ошибочно принять за гипотиреоз и назначить ненужное лечение. Опасность могут представлять и рекомендации принимать высокие дозы витамина D. В то же время ИИ может пропустить серьёзное отклонение, решив, что оно несущественно.

Руководитель качества нейросети Алисы AI Никита Рыжиков отметил, что алгоритмы не способны давать полностью точные рекомендации, и все советы сопровождаются напоминанием: окончательный диагноз и назначение терапии — зона ответственности квалифицированного врача.

Ранее вице-спикер Госдумы Борис Чернышов предложил маркировать все медицинские рекомендации нейросетей и запретить им назначать лекарственные препараты. Основание — отсутствие какой-либо ответственности ИИ за последствия для пользователей.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru