Более 60% киберинцидентов в авиации связаны с человеческим фактором

Более 60% киберинцидентов в авиации связаны с человеческим фактором

Более 60% киберинцидентов в авиации связаны с человеческим фактором

Компания BI.ZONE стала официальным участником международной инициативы Всемирного экономического форума «Укрепление киберустойчивости в авиационном секторе». Одним из результатов работы стал аналитический отчет рабочей группы ВЭФ, в котором были обозначены основные киберриски, угрожающие современной авиации.

Авиация является одним из важнейших секторов мировой экономики и причисляется к категории критической инфраструктуры в различных странах мира. Игроки авиационной отрасли активно работают над повышением своей эффективности и качества предоставляемых услуг, а потому охотно используют технические новинки, в том числе технологии искусственного интеллекта и машинного обучения, биометрию, расширяют внедрение устройств промышленного интернета вещей (Industrial Internet of Things — IIoT). Однако у этого процесса есть и обратная сторона — интеграция новых технологий делает компании более уязвимыми к различным киберугрозам.

При этом главную опасность несет человеческий фактор. В отчете сообщается, что в 66% случаев киберинциденты в авиации, за компенсацией последствий которых клиенты обращались в страховую компанию, были вызваны невнимательностью или злонамеренной деятельностью сотрудников, и лишь в 18% — внешней угрозой. Сами участники индустрии подтверждают, что чаще всего сталкиваются с инцидентами, в которых ключевую роль играют не технические недоработки, а человеческая доверчивость или неосведомленность. По данным опросов, проведенных среди игроков отрасли, основной причиной киберинцидентов в авиации в 2019 году стал фишинг. Верхние строчки рейтинга также заняли атаки с использованием других методов социальной инженерии, инциденты с программами-шифровальщиками, DDoS и атаки на сетевую инфраструктуру.

В авиации уже чувствуют необходимость принимать серьезные меры. По данным, приведенным в исследовании ВЭФ, около 96% членов правления опрошенных организаций уверены, что в кибербезопасность следует инвестировать больше, чем сейчас. А 87% руководителей крупных компаний считают, что плохо обученные сотрудники – это основной фактор риска для безопасности их бизнеса.

Главными условиями успешного развития авиационной отрасли и повышения ее киберустойчивости авторы отчета считают интеграцию принципов кибербезопасности во все аспекты деятельности компаний, создание общих стандартов, а также обмен информацией об угрозах, рисках и лучших практиках. Именно выработка единого подхода к защите от киберугроз станет основной целью следующей фазы работы участников проекта, которая начнется в 2020 году.

«В случае с авиацией вопросам кибербезопасности стоит уделять особенное внимание, ведь здесь ценой как мощной кибератаки, так и простой человеческой ошибки могут стать десятки человеческих жизней, — заявил директор BI.ZONE Дмитрий Самарцев. — Мы давно говорим о том, насколько важны коллаборация и обмен информацией для построения эффективной защиты от киберугроз. На расширение подобного сотрудничества направлены многие наши проекты и инициативы, в том числе международный онлайн-тренинг Cyber Polygon, который мы проводим совместно с ВЭФ. Поэтому мы рады быть частью экспертной группы Форума по выработке предложений по кибербезопасности для авиационной отрасли, и я надеюсь, что опыт BI.ZONE в этой сфере принесет пользу всему мировому сообществу».

Стоит отметить схожесть ситуации в авиационной отрасли с положением в других секторах экономики. Так, по данным ежегодного аналитического исследования Threat Zone’19, подготовленного компанией BI.ZONE, в российском банковском секторе более 80% атак на клиентов совершается как раз при помощи социальной инженерии, а 3 из 10 сотрудников отечественных компаний уязвимы к фишингу.

Передачу долгов клиентов SAP российской компании сочли законной

Арбитражный суд Москвы признал законной сделку по уступке долгов российской «дочки» SAP юридической компании «Легат». В 2024 году SAP передала ей права требования за 60 млн рублей, что составило около 3% от общего объёма долгового портфеля.

Как напоминает РБК, после ухода SAP из России компания продолжила взыскивать задолженность с российских пользователей своих продуктов.

Среди должников SAP оказались многие крупные компании, в том числе интегратор КРОК, футбольный клуб «Зенит», розничная сеть «О`КЕЙ», а также ряд структур «Росатома».

В число должников вошёл и краснодарский производитель дверей «Феррони». Задолженность компании по лицензионным договорам составила 63 млн рублей. «Феррони» обратилась в суд с иском к «Легату», назвав сделку между SAP и юридической фирмой способом обхода требований указа президента № 322, который регулирует порядок расчётов с правообладателями из недружественных стран.

Однако суд встал на сторону «Легата». В решении указано, что указ № 322 распространяется исключительно на отношения между российским должником и иностранным кредитором, а при уступке права требования российской компании действие контрсанкционных мер прекращается.

По оценке опрошенных РБК юристов, это решение формирует прецедент в вопросе вывода замороженных активов иностранных вендоров, покинувших российский рынок. При этом, как отмечает старший юрист BGP Litigation Ирина Ротачкова, оно противоречит позиции Верховного суда, который ранее выносил по аналогичным делам противоположные решения. В случае если «Феррони» дойдёт до высшей судебной инстанции, у компании остаются высокие шансы на отмену данного решения.

Советник коллегии адвокатов Pen & Paper Роман Кузьмин также назвал выводы суда несоответствующими сложившейся практике. По его словам, только в октябре 2024 года арбитражные суды не менее 226 раз отказывали зарубежным правообладателям в применении механизма цессии.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru