Более 60% киберинцидентов в авиации связаны с человеческим фактором

Более 60% киберинцидентов в авиации связаны с человеческим фактором

Более 60% киберинцидентов в авиации связаны с человеческим фактором

Компания BI.ZONE стала официальным участником международной инициативы Всемирного экономического форума «Укрепление киберустойчивости в авиационном секторе». Одним из результатов работы стал аналитический отчет рабочей группы ВЭФ, в котором были обозначены основные киберриски, угрожающие современной авиации.

Авиация является одним из важнейших секторов мировой экономики и причисляется к категории критической инфраструктуры в различных странах мира. Игроки авиационной отрасли активно работают над повышением своей эффективности и качества предоставляемых услуг, а потому охотно используют технические новинки, в том числе технологии искусственного интеллекта и машинного обучения, биометрию, расширяют внедрение устройств промышленного интернета вещей (Industrial Internet of Things — IIoT). Однако у этого процесса есть и обратная сторона — интеграция новых технологий делает компании более уязвимыми к различным киберугрозам.

При этом главную опасность несет человеческий фактор. В отчете сообщается, что в 66% случаев киберинциденты в авиации, за компенсацией последствий которых клиенты обращались в страховую компанию, были вызваны невнимательностью или злонамеренной деятельностью сотрудников, и лишь в 18% — внешней угрозой. Сами участники индустрии подтверждают, что чаще всего сталкиваются с инцидентами, в которых ключевую роль играют не технические недоработки, а человеческая доверчивость или неосведомленность. По данным опросов, проведенных среди игроков отрасли, основной причиной киберинцидентов в авиации в 2019 году стал фишинг. Верхние строчки рейтинга также заняли атаки с использованием других методов социальной инженерии, инциденты с программами-шифровальщиками, DDoS и атаки на сетевую инфраструктуру.

В авиации уже чувствуют необходимость принимать серьезные меры. По данным, приведенным в исследовании ВЭФ, около 96% членов правления опрошенных организаций уверены, что в кибербезопасность следует инвестировать больше, чем сейчас. А 87% руководителей крупных компаний считают, что плохо обученные сотрудники – это основной фактор риска для безопасности их бизнеса.

Главными условиями успешного развития авиационной отрасли и повышения ее киберустойчивости авторы отчета считают интеграцию принципов кибербезопасности во все аспекты деятельности компаний, создание общих стандартов, а также обмен информацией об угрозах, рисках и лучших практиках. Именно выработка единого подхода к защите от киберугроз станет основной целью следующей фазы работы участников проекта, которая начнется в 2020 году.

«В случае с авиацией вопросам кибербезопасности стоит уделять особенное внимание, ведь здесь ценой как мощной кибератаки, так и простой человеческой ошибки могут стать десятки человеческих жизней, — заявил директор BI.ZONE Дмитрий Самарцев. — Мы давно говорим о том, насколько важны коллаборация и обмен информацией для построения эффективной защиты от киберугроз. На расширение подобного сотрудничества направлены многие наши проекты и инициативы, в том числе международный онлайн-тренинг Cyber Polygon, который мы проводим совместно с ВЭФ. Поэтому мы рады быть частью экспертной группы Форума по выработке предложений по кибербезопасности для авиационной отрасли, и я надеюсь, что опыт BI.ZONE в этой сфере принесет пользу всему мировому сообществу».

Стоит отметить схожесть ситуации в авиационной отрасли с положением в других секторах экономики. Так, по данным ежегодного аналитического исследования Threat Zone’19, подготовленного компанией BI.ZONE, в российском банковском секторе более 80% атак на клиентов совершается как раз при помощи социальной инженерии, а 3 из 10 сотрудников отечественных компаний уязвимы к фишингу.

Авиакомпании, СМИ и магазины: расширен «белый список» интернета

В России расширили так называемый «белый список» сайтов и сервисов, которые продолжают работать даже в периоды ограничений мобильного интернета, вводимых по соображениям безопасности. В перечень добавили сразу несколько десятков новых ресурсов — от госорганов и СМИ до магазинов, авиакомпаний и сервисов повседневных услуг.

На новом этапе в список вошли, в частности, информационный ресурс «Итоги года с Владимиром Путиным», сайты Совета Федерации, МВД и МЧС, движение «Движение первых», а также авиакомпании «Аэрофлот» и «Победа».

Среди инфраструктурных и деловых ресурсов — «Россети», «Росатом Сеть зарядных станций», Московская биржа, оператор связи «Мотив» и портал по поиску работы HeadHunter.

Перечень пополнился и сервисами для повседневных задач: каршерингом «Ситидрайв», логистической компанией «Деловые линии», сетью ресторанов «Вкусно — и точка», онлайн-кинотеатром «Иви», а также крупными торговыми сетями — «ВкусВилл», «Ашан», «Спар», Metro и «Петрович».

Отдельный блок — средства массовой информации. В «белый список» включены как сайты и приложения федеральных телеканалов (Первый канал, НТВ, RT, ОТР, ТВЦ, ТНТ, СТС, «Пятый канал», «РЕН ТВ», «Пятница», «Домашний», «Муз-ТВ», «Мир», «Спас»), так и печатные издания и цифровые СМИ: «Аргументы и факты», «Российская газета», «Ведомости», «Московский комсомолец», а также приложение «Радиоплеер».

Кроме того, список продолжает расширяться за счёт региональных ресурсов. Ранее туда уже входили социально значимые сервисы в сферах здравоохранения, образования, транспорта и региональных госуслуг. Теперь к ним добавились сайты администраций субъектов РФ и дополнительные региональные платформы.

Напомним, что в «белый список» также входят сайты Президента и Правительства России, крупные маркетплейсы (Ozon, Wildberries), сервисы заказа такси («Яндекс», «Максим») и онлайн-кинотеатры («Кинопоиск», «Винк», Kion, Okko). Перечень формируется на основе предложений федеральных и региональных властей и согласовывается с органами, отвечающими за вопросы безопасности. Работа над его расширением продолжается.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru